Вторая молодость 97-й
В областном центре задались целью облагородить унылые панельные многоэтажки.
Кто бы мог подумать, что модные нынче слова «модернизация» и «инновация» коснутся такой сферы, как архитектура. Точнее - градостроительная архитектура. Челябинские власти, удрученные тем, что целые кварталы столицы Южного Урала продолжают застраиваться серыми девятиэтажками 97-й серии, поставили перед архитекторами и зодчими непростую задачу: осовременить проект. И тем самым изменить лицо города.
Победителю - полмиллиона
В сентябре администрация Челябинска объявила о старте конкурса с многообещающим названием: «Лучший архитектурный проект модернизации панельных секций жилых домов 97-й серии». Цель была сформулирована следующим образом: повышение качества жилой застройки Челябинска. Серьезность намерений подтверждал солидный призовой фонд. За первое место было обещано полмиллиона рублей, второй призер получал 300, а третий - 200 тысяч рублей. Помимо этого, присуждались и две поощрительные премии - по 50 тысяч рублей каждая.
То, что проблема назрела и перезрела, скажет каждый, кто побывал в других городах России и сравнил их застройку с жилой архитектурой южноуральских городов. Мало где, кроме Челябинской области, с таким энтузиазмом возводились типовые панельки 97-й серии. В Челябинске, к примеру, подобными домами застроен весь Северо-Запад. Такая же не радующая глаз картина в Миассе, в Магнитогорске.
Понять строителей можно. Девяносто седьмая идеально подходила для советских заводов ЖБИ, для гигантских стройтрестов, «заточенных» под выполнение и перевыполнение плана по сдаче квадратных метров. Дома этой серии монтировались быстро, они были сравнительно недороги и с точки зрения функциональности в лучшую сторону отличались от пресловутых хрущевок. Беда в том, что проекту-97 пошел уже пятый десяток и большинство его преимуществ постепенно превратились в недостатки.
Яблоня на крыше?
Председатель челябинского отделения Союза архитекторов России Сергей ШУМАКОВ проводит нашего корреспондента по холлу Дома архитекторов, где выставлены работы участников конкурса. На стенах - красочно оформленные планшеты с урбанистическими силуэтами. На особом столике - макеты зданий будущего. Узнать в них примитивные параллелепипеды домов 97-й серии очень трудно.
Вот многоэтажка, стоящая не на фундаменте, а на ногах-сваях. Под ней - открытая автопарковка для машин жильцов. Необычна и крыша здания, на ней… разбит сад. Да, да, настоящий сад с деревьями и лужайками!
А вот 14-этажная постройка, напоминающая огромный пазл. И весь округло-мягкий силуэт дома похож на закругления стыковых элементов пазла. У каждого подъезда - пандус. Лифт опускается не до площадки первого этажа, а до «нулевой отметки», позволяя без труда заезжать в кабину коляске инвалида.
Рядом - рисунок здания, под мансардой которого спрятан целый спортзал. Немного фантазии - и зал превращается в танцплощадку дискотеки. Высокие потолки, огромные застекленные балконы, широкие лестничные марши, просторные комнаты - все это модернизированная 97-я. В памяти осталась деталь: над каждым подъездом аршинными буквами обозначен его номер, а также номера квартир. Скажете, мелочь? Возможно. Но вспомните, сколько нервов и времени мы тратим сейчас, когда, попав в незнакомый район, ищем нужный дом, нужный подъезд. Таблички на подъездных дверях (как правило, неказистые и слабо различимые) есть далеко не везде.
- Всего мы приняли более 60 заявок, - рассказывает Сергей Александрович. - Но в итоге свои работы представили 23 коллектива (хотя есть и индивидуальные участники). Я знаю конкретные мастерские, которые начали работу, но поковырялись-поковырялись и сказали: ничего из этого не выйдет. Я таких не понимаю, архитектор для того и существует, чтобы всегда придумывать что-то новое.
Пароль: креативность
Окончательное слово жюри скажет лишь в середине января. Но уже сейчас специалисты отмечают высокий уровень предложенных решений.
Заместитель начальника управления Главархитектуры Челябинска Николай ЮЩЕНКО:
- Даже беглый осмотр проектов позволяет сделать вывод, что работы делятся на две части. Кто-то пошел по пути косметических преобразований существующей серии. Покрасил фасад, немного изменил входную группу… Другие участники, наоборот, предлагают, по сути, новое архитектурное решение. От 97-й серии они оставляют немного, в основном, узлы конструкции.
- Придется искать компромисс? Не получится так, что строители, выступившие спонсорами конкурса, выберут «косметический» вариант?
- Для них, конечно, это было бы удобнее, ведь в таком случае ничего на производстве перестраивать не придется. Но в жюри, помимо строителей, есть и архитекторы. И их, кстати, большинство. К тому же строители сами заинтересованы в том, чтобы вместо надоевшей 97-й получить современный проект. Ведь нынче в центре Челябинска строить дома этой серии уже не разрешают.
- Есть опасения, что проект-победитель так и останется на бумаге…
- Можете не опасаться. Администрация города выступила гарантом того, что лучший проект обязательно будет воплощен в жизнь. Мы и так уже сильно запоздали с подобным решением.
- Администрацию не смутят даже деревья на крышах?
- Лично меня деревья нисколько не смущают. Я - за креативность.
Справка:
- Дома 97-й серии начали строиться в начале 70-х годов. Проект разработан группой новосибирских архитекторов специально для массового жилищного строительства в городах Урала и Сибири. В свое время по совокупности функциональных качеств 97-я серия считалась лучшей в СССР.
Преимущества 97-й:
- Высокая скорость сборки;
- Относительная дешевизна;
- Улучшенная теплоизоляция панелей.
Недостатки 97-й:
- Невыразительная пластика фасадов;
- Маленькие кухни и санузлы, обилие перегородок;
- Тесные лестничные пролеты, близость мусоропровода к жилым помещениям;