Магнитогорску и Челябинску надоело клеймо самых грязных городов России

Магнитогорску и Челябинску надоело клеймо самых грязных городов России

В перечне присутствуют два города Южного Урала – Магнитогорск и Челябинск.

В черном списке – из года в год

Эта новость быстро облетела все региональные СМИ, но так же стремительно и бесследно исчезла с информационных лент. Оно и понятно: Магнитка и Челябинск с незавидной регулярностью фигурируют в ежегодных отчетах всевозможных природоохранных организаций и ведомств.

Нам же сейчас важно понять: смирились власти с такой ситуацией или в Челябинской области все-таки пытаются переломить неблагоприятную тенденцию?

Для всех очевидно, что Челябинск и Магнитогорск «застолбили» за собой место в антирейтингах во многом благодаря своей исторически сложившейся промышленной структуре. В бюллетене Росстата за 2013 год, посвященном охране окружающей среды, также фигурируют эти два города.

В издании сообщается, что Магнитогорск в указанном году занимал десятое место в списке самых грязных городов страны, его «выхлопы» составляли 255,7 тысяч тонн (почти 90 процентов из них давали стационарные источники, в основном Магнитогорский металлургический комбинат). Что касается Челябинска, то столица Южного Урала ненамного отставала от Магнитки - 233,4 тысяч тонн, из них 63 процента – это заводы.

Мало что изменилось и к 2015 году, Росстат снова включил Челябинск и Магнитогорск в топ-лист самых неблагополучных городов. Компанию нам тогда составили Уфа, Екатеринбург, Пермь, Нижний Тагил, Красноярск, Чита, Улан-Удэ. В некоторых из этих агломераций допустимые нормы по содержанию бензапирена и формальдегида были превышены в десятки раз.

Так, Челябинск их превысил в 13 (!) раз, за год произошел один случай рекордно высокого загрязнения воздуха бензапиреном. Являясь наиболее типичным химическим канцерогеном окружающей среды, это вещество опасно для человека даже при малой концентрации, поскольку обладает свойством биоаккумуляции.

Но в Магнитогорске выявлена еще более вопиющая картина: нормы были превышены в 23 раза, за год произошло три случая рекордно высокого загрязнения воздуха бензапиреном.

Не только Магнитка, но и Троицк

Отталкиваясь из данных федерального министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, можно прийти к выводу, что ситуация сегодня не слишком радикально поменялась к лучшему.

В интервью «Ведомостям» в конце минувшего августа глава ведомства сказал следующее: «Если исходить из абсолютных показателей по загрязнению воздуха — а это основной фактор, влияющий на здоровье людей, то наихудшая ситуация в Москве, Норильске, Иркутске, Чите, Дзержинске, Красноярске, Екатеринбурге, Челябинске и Магнитогорске».

Подробных цифр в подтверждение своих слов Сергей Донской не привел, но их можно взять из открытых источников. Корреспондент портала «Медиазавод» обратился к ежегодному докладу министерства экологии Челябинской области, которое, в свою очередь, опирается на данные управления Росприроднадзора.

Из него следует, что в 2015 году вредные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в регионе составили 627 тысяч тонн. Это «вклад» 2018 промышленных объектов, работающих на территории Челябинской области. Наибольшую лепту внесли обрабатывающие предприятия - 59 процентов.

Открытием для непосвященных можно считать тезис доклада, который показывает, что чемпионом по валовому объему выбросов являются не Магнитка и Челябинск, а… Троицк с его мощной ТЭЦ! В списке главных загрязнителей Южного Урала фигурируют также Уфалейникель, ЧМК, Южноуральская ГРЭС и Мечел-Кокс. Что касается выбрасываемых трубами предприятий веществ, то основную массу в них составляют оксид углерода и диоксид серы.

На первый взгляд – картина почти апокалептическая. Однако диаграммы, иллюстрирующие доклад, свидетельствуют о другом. Начиная с 2010 года предприятия южноуральского региона последовательно снижают объемы выброса в атмосферу вредных веществ.

Если шесть лет назад выбросы составляли 749 тысяч тонн, в 2012-м – 678 тысяч тонн, то в прошлом году объемы снизились до 627 тысяч тонн.

«В целом по Челябинской области снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 2015 году на четыре процента произошло за счет выполнения природоохранных мероприятий такими предприятиями, как ММК, Троицкая ГРЭС, Филиал Южноуральской ГРЭС, Карабашмедь… В 2016 году в Челябинской области не осталось предприятий, которым разрешен сверхнормативный сброс отходов производства», - говорится в докладе регионального Минэкологии.

«Пейзаж» немного портят автомобили. Если выбросы от заводов год от года снижаются, то с транспортом все происходит наоборот: за год (с 2014 по 2015 год) объем автомобильных выхлопов увеличился с 159 тысяч тонн до 314 тысяч тонн.

Чиновники берутся за экологию

За снижением объемов промышленных отходом при желании, конечно, можно увидеть признаки деградации южноуральской экономики. Но если рассматривать вопрос непредвзято, то сам собой напрашивается вывод: и власти, и сами предприятия стали на порядок строже подходить к вопросам экологии.

Многие помнят, что еще Михаил Юревич предлагал вывести основные предприятия-загрязнители за «околицу» Челябинска. Но если в этих предложениях чувствовалось присутствие политики (Юревич тогда боролся с совладельцем ЧЭМК Аристовым), то Борис Дубровский уже с первых своих месяцев пребывания в губернаторском кресле обозначил, что за экологию он берется «всерьез и надолго».

Уже в июле 2014 года Дубровский говорит о создании в Челябинской области особого Экологического фонда, за счет которого будут решаться главные природоохранные вопросы региона. А в октябре того же года губернатор формирует Оперативный экологический штаб. В составе штаба не только чиновники, но и общественники.

Позже стало известно, что Борис Дубровский вошел с состав рабочей группы президиума Госсовета по подготовке доклада по решению наиболее актуальных экологических проблем в стране. Заседание состоится в декабре этого года, в преддверии Года экологии.

Ускорению решения накопившихся проблем способствует тот факт, что Южный Урал претендует на проведение саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году. Всем понятно, что шлейф сажи от городских заводов – не лучший фон для того, чтобы принимать лидеров ведущих государств мира.

Поэтому на одном из недавних совещаний Борис Дубровский подчеркнул, что помимо благоустройства и архитектурного преображения исторического центра Челябинска к проведению саммитов ШОС и БРИКС, очень важной задачей является улучшение экологической обстановки в мегаполисе.

- Согласно последним социологическим опросам, состояние экологии больше всего волнует челябинцев. 2017 год в России будет объявлен Годом экологии. Это открывает для нас серьезные возможности и перспективы улучшить и в чем-то кардинально переломить ситуацию с экологией в области и в Челябинске, – пояснил губернатор.

На той же встрече министр экологии региона Ирина Гладкова озвучила план работ, намеченный в области на ближайший период. Среди проблем, которые необходимо решить для улучшения экологической обстановки, министр обозначила снижение загрязнения атмосферного воздуха предприятиями, улучшение качества питьевой воды в Шершневском водозаборе, рекультивацию городской свалки и создание эстетической городской среды путем очистки русла реки Миасс.

Обсуждение экологических проблем Челябинской области скоро выйдет на еще более высокий уровень - в ближайшее время в рамках весенней сессии в Совете Федерации южноуральский сенатор Ирина Гехт планирует выступить с докладом по данному вопросу. Скорее всего, сенатор затронет вопрос, касающийся параметров предельных выбросов предприятий.

- Губернатор намерен предложить кардинальные меры по улучшению экологической ситуации в Челябинской области. В первую очередь, это снижение предельно допустимых выбросов. Эти параметры сейчас устанавливаются федеральном центром и формально соблюдаются, но даже их соблюдение приводит к запаху и выхлопам, которые сейчас наблюдаются в Челябинске.

Регион не обладает полномочиями по установке ПДВ, и это будет одним из предложений губернатора, вынесенных на Госсовет, – передать регионам полномочия по установке нормативов ПДВ, а также контролю за их выполнением. Для этого, буквально, нужно будет установить датчики на всех трубах и иметь к ним доступ. Это революция в промышленном секторе, – рассказал «Медиазаводу» челябинский эколог, знакомый с ситуацией.

С Донским согласны не все

Высказывания Сергея Донского вызвали неоднозначную реакцию у руководителей городов и общественных деятелей Урала. Так, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман считает предвзятым мнение министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, который накануне назвал Екатеринбург среди городов с самым грязным воздухом.

- Судя по всему, министр не до конца понимает ситуацию. Странно, что в список попал Екатеринбург, но не попали Пышма, Красноуральск и так далее. В Екатеринбурге уже давно нет металлургического производства, здесь давно ничего не льют. Здесь заводы практически не дают никаких выхлопов.

Проблема есть одна — в городе самое большое число машин на душу населения, это 188 тысяч тонн выхлопов в год, более 500 тонн в день. Я с этим рейтингом не согласен, я езжу по России и знаю, как выглядит ситуация в других городах. Я за свой город не переживаю, - сказал Ройзман.

В отличие от Ройзмана, мэр Магнитогорска Виталий Бахметьев согласился с попаданием своего города в список Донского. Но он отметил, что Магнитогорский металлургический комбинат вкладывает большие средства в экологические проекты.

- В 1998 году комбинат выбросил в атмосферу 950 тысяч тонн вредных веществ, то в 2015-м — 195 тысяч тонн. Работа идет», — сказал Бахметьев в интервью федеральным СМИ.

За весь Южный Урал решил заступиться председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов. Он увидел в приведенных Донским данных элементы политической конъюнктурности. Вот как он объяснил свою позицию в эксклюзивном комментарии порталу «Медиазавод»: «Знаете, нередко за подобными высказываниями скрываются проявления конкурентной борьбы. Ведь это так просто – манипулируя цифрами выбросов, принизить роль того или иного предприятия, нивелировать инвестиционную привлекательность города или региона.

В интервью министра конкретные предприятия не упоминаются, но всем понятно, что в случае с Магнитогорском речь идет о ММК. На сегодняшний день, считаю, это лучшее предприятие России в своей отрасли.

Я, как председатель областной Общественной палаты, не понаслышке знаю, сколько на комбинате делается для оздоровления экологической ситуации в Магнитогорске. Газоочистки, современные фильтры, всевозможные пылеулавливатели – за последние годы Магнитка в пять раз снизила объемы загазованности. Такого никогда не было за всю многолетнюю историю предприятия! То же самое можно сказать и о Челябинском металлургическом комбинате, о Челябинском цинковом заводе, о десятках других предприятий. На решение экологических проблем они направляют колоссальные средства.

Да, производство неизбежно влечет за собой загрязнение. Но нельзя же все валить на предприятия. Свою лепту (и немалую) вносит транспорт и такие природные явления, как аномальное потепление.

Поэтому я предлагаю не драматизировать ситуацию. Мы у себя в Общественной палате постоянно отслеживаем экологическую повестку – при помощи собственной экологической комиссии, благодаря информации от независимых лабораторий и от всевозможных общественных организаций – и видим, что положение с промышленными выбросами в Челябинской области не столь критичное, как это иногда преподносится. Более того, в последнее время объемы подобных выбросов на Южном Урале неуклонно снижаются».

Mebel-vereya.ru шкафы купе в Верее от производителя

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318