Розничный рынок продовольствия стремится к черте, за которой начинается экономика дефицита

Розничный рынок продовольствия стремится к черте, за которой начинается экономика дефицита

Информационный повод, казалось бы, так себе. Явление для современности не новое. Если набрать в поисковике слово «закрытие» и указать город, вывалится целый перечень того, что за последние годы свернулось, ужалось или просто ушло.

Однако очевидно, что на грань выживания поставлен сегмент бизнеса, торгующий:

а) товаром самого, что ни есть, повседневного спроса, то есть, едой;

б) реализующий этот товар в центре мегаполиса, где традиционно мощный поток покупателей не только в виде случайных прохожих, но и регулярных посетителей расположенных рядом объектов культуры, досуга, образования и прочих учреждений.

Что говорить о торговых точках, ютящихся в менее оживленных местах!

Взглянем на еще один типичный круглосуточный магазинчик в Советском районе города. Всего два отдела на первом этаже пятиэтажки. В одном из них – алкоголь, шоколад, вода, чипсы. В другом – гастрономия. Влияние спиртного на бизнес владельцев свелось к минимуму после того, как в десятке метров открылся отдел популярной алкосети с дешевым товаром.

Из двух работавших продавщиц в смену на оба отдела теперь остается одна. Но очередей не возникает: покупателей приходит меньше. Бизнес-стратегия – сохранить постоянных. Посетив такой магазинчик хотя бы раза три в неделю, можно смело покупать здесь скоропорт. Плохой продукт не посоветуют и даже отговорят, если сам на него укажешь – прелести микроэкономики, обеспечивающие в благоприятной среде устойчивость бизнеса, а в нашей дающие шанс на выживание.

Однако шансы неуклонно тают. Главных причин две. Первая – у людей все меньше денег. Только по официальным данным, реальные доходы южноуральцев за последние два года уменьшились более чем на двадцать процентов. Снижение в 2016 году составило 12 процентов. То есть, финансовые возможности людей не просто сжимаются, а происходит это с возрастающей скоростью.

Вторая головная боль микробизнеса – конкурентное давление со стороны торговых сетей. По словам экономиста Сергея Гордеева, сети более устойчивы к неурядицам в экономике и способны удерживать цены на уровне, более низком, чем у мелких торговцев. В результате небольшие магазины закрываются, не выдерживая конкуренции.

Эксперт предупреждает: требование принятого закона заменить старые кассовые аппараты на новые, обеспечивающие доступ в Интернет (чтобы информация о каждом чеке автоматически пересылалась в налоговую) станет для маленьких магазинов последней убийственной каплей. В итоге розничная торговля монополизируется, что станет предпосылкой для роста цен.

Альтернатива удорожанию продовольствия – появление элементов его дефицита. Такой сценарий возможен в том случае, если реальные доходы людей продолжат снижаться. В этих условиях существенно повышать цены сети не смогут (количество покупателей в супермаркетах и так очевидно уменьшилось). Соответственно, они вынуждены будут бороться с издержками, сокращая ассортимент.

- Таким образом, экономика рынка сменится экономикой дефицита, - говорит Сергей Гордеев. – Но и в этом случае рост цен не исключен, потому что люди все равно вынуждены будут покупать необходимое для жизни.

Увеличивая расходы на менее качественную еду, нам придется экономить на чем-то другом, продолжая снижать собственные запросы и жизненные стандарты.

VK31226318