Сергей Гордеев: Курчатов и «минное поле» Челябинска

Сергей Гордеев: Курчатов и «минное поле» Челябинска

Символами различных многолетних проблем Челябинска часто становятся его знаковые места. В свое время это были городской бор и органный зал. Сейчас таким местом стал памятник академику Курчатову.

Ведь в Челябинске, по сути, две площади и два заметных памятника – Ленину и Курчатову, но в перспективе на виду останется лишь один. Курчатов скоро окончательно затеряется в коммерческой застройке: торговых центрах и офисах. То, что последствий местного градостроительного хаоса не избежал один из самых значительных памятников истории и культуры областного центра - симптом очень серьезных проблем.

Дело даже не в том, что рядом появляется какой-то очередной наскоро облагороженный ларек или офис. Мы видим индикатор градостроительной «политики»: если подобное происходит с памятником Курчатову, что говорить про «обычные» места? Возле любого дома и в любой момент может возникнуть невесть что, при этом жителей ни о чем не спросят. Разобраться в проблеме ни один уровень власти не может или не хочет. Как прогнозировать развитие города в такой ситуации?

Она достаточно печальная. Документы по землеотводам часто напоминают «филькину грамоту». В нашем случае в бумагах даже не отразили памятник Курчатову. Будто бы рядом - пустое поле. Но даже этот документ никто не смог или не захотел профессионально оспорить, защищая интересы горожан и памятник истории и культуры. Как же так? Сомневаюсь, что тут была вообще какая-нибудь экспертиза.

Возникает вопрос: либо речь идет о низкой квалификации чиновников нашей мэрии, либо здесь еще более сложная проблема. Как правило, формально оспаривать решения городской администрации по земельным вопросам приходится тем же людям, которые давали разрешение на строительство, или их преемникам. Попробуй, напиши сам на себя «бумагу» в прокуратуру или суд о своих деяниях. А еще есть влиятельные бенефециары, отложившие для себя лакомый кусочек городской земли годы назад.

Перспективы развития Челябинска последний раз детально рассматривались еще в прошлом веке. После периода правления Михаила Юревича территория областного центра во многом напоминает бессистемное «минное поле». Непонятно, что, где и когда на нем может случиться. Еще один яркий пример – многолетняя стройка во дворе «центрального» дома на площади Революции. Про более удаленные места можно даже не говорить. На любой свободный клочок земли «вдруг» может выявиться пара землеотводов и еще больше разрешений на вырубку деревьев. Причем собственники здесь могут объявиться любые, начиная с экс-вице-губернаторов или мэров.

Единого актуального генерального плана в городе нет уже много лет. Вместо него – многократно залатанная кипа бумаг с множеством вставок, которые не дают реальной картины. В таком хаосе непросто понять, что происходит на самом деле. Это вопрос к многолетней практике управления и соблюдения требований нормативных актов, некая местная челябинская институциональность.

Здесь отражается более общий и важный вопрос – о системе ценностей, закладываемой в основу развития нашего города. Зоны отдыха и особенно скверы у нас сокращаются быстрее шагреневой кожи. Даже в центре Челябинска в нескольких скверах разбито с десяток непонятно откуда взявшихся кафе и торговых ларьков. Спрашивается, кому это надо? Жителям города? Что, других мест нет?

Зоны отдыха становятся изгоями. Многие районы Челябинска все больше напоминают каменно-асфальтовую поляну с минимальными островками зелени, которые продолжают сокращаться. В Москве рядом с Кремлем на месте бывшей городской застройки создают красивейший сквер - зону отдыха и досуга. У нас же развитие города идет в другом направлении: в планах расширения новых районов таких зон вообще нет. Зато и там уже есть попытки уплотнения застройки.

Хаотичная практика городской застройки, продиктованная сиюминутными коммерческими выгодами, никак не отвечает интересам жителей. Проведите элементарный опрос по любому из таких вопросов, узнайте, что люди думают. Но никто не спрашивает. Стоит ли потом удивляться тотальному недоверию и падению авторитета власти в глазах населения?

Очевидно, что Челябинск до сих пор развивается по стандартам и логике большого рабочего поселка. Для мегаполиса с агломерацией это нонсенс. У нас по-прежнему на слуху одна центральная площадь, где театр, фонтан и органы власти. Проходящая тут же центральная улица при этом оказалась основной городской транспортной магистралью. Все остальное – серая, безликая масса строений. Гигантский район северо-запада не имеет не только площадей, но даже обустроенных по нормальным стандартам качества жизни общественных мест. Большинство скверов, которые там намечались, в настоящее время либо уже застроены, либо рассматриваются кем-то в качестве площадки будущего строительства. Жители здесь на многие годы вперед обречены гулять в лабиринтах домов и стихийных парковок. Выбраться оттуда сложно, добраться до мест отдыха – тоже проблема.

Изменения последнего десятилетия ухудшили перспективы города как комфортного места для жизни. С этим прямо связано то, что Челябинск будет также менее перспективным городом с точки зрения развития экономики. Инфраструктурные проекты уже стали «ахиллесовой пятой» городского развития и это затрагивает всех. Самый яркий пример - метро как долгосрочная экономическая «черная дыра». А есть еще перманентный банкрот последних лет - городской транспорт. Все безуспешные попытки навести порядок в этой сфере не смогут предотвратить быстрого роста цен за проезд в общественном транспорте. Причина простая – дорожная сеть. Для того чтобы работа автобуса или маршрутки окупалась, они должны не терять время в пробках, а возить многих и быстро. Так что цена за проезд у нас будет расти пропорционально снижению средней скорости движения. Экономические законы ценообразования и окупаемости не обмануть. Пробки у нас быстро распространяются и на новые районы Челябинска, которые остались без новых магистралей. Удорожание проезда по городу или дотации с распределением нагрузки на всех в таком случае неизбежны.

Попытки напомнить о возможностях массового общественного транспорта - автобусах и трамваях - пока мало связаны с местной реальностью. Для рентабельности автобусам нужна отсутствующая современная дорожная сеть по основным направлениям пассажиропотока. А существующие у нас трамвайные линии идут к старым заводским проходным, а не к новым перенаселенным районам. Грядущий рост цен на транспорт - расплата за многолетнюю бессистемность и бизнес-приоритеты развития.

Ответы на принципиальные вопросы сбалансированности развития Челябинска, роста благосостояния населения, качества жизни, состояния окружающей среды - пока так и не появились. Неясна даже краткосрочная перспектива трех-пяти лет по жизнеобеспечению города. Нет даже элементарной оцифровки этих проблем. Вместо этого мы слышим пафосные речи о стратегиях развития, которые произносятся на фоне реальных действий - наподобие тех, что совершаются вокруг памятника Курчатову.

При этом о персональной ответственности чиновников у нас не вспоминают. Как в той же истории с участком возле памятника Курчатову: сначала оказалось согласованным разрешение на стройку и только потом - документы на охранную зону. Спрашивается, кто эти решения предлагал и согласовывал? Герои-бенефициары в таких случаях остаются в тени, а потери несут все жители города.

В российской нормативной базе достаточно юридических механизмов для того, чтобы заблокировать любой сомнительный проект. Нужно лишь желание их запустить в работу, а не ссылаться на сомнительную «законность». А пока, кроме вмешательства «Общероссийского народного фронта», у нас не заметно никакой активности в этом смысле. По поводу застройки территории возле памятника Курчатову город шумит уже не первый день, а такое ощущение, что чиновники даже не в курсе происходящего.

При этом застройка у памятника Курчатову дошла до фактически самовольного захвата части городской территории. И, похоже, это уже сложившаяся практика. Выделяется участок под строительство, но арендатор огораживает заметно большую площадь. Получается, что в период возведения объекта (а оно длится годами) часть общей муниципальной собственности находится в безвозмездном пользовании определенных лиц. Кто-то же за это должен отвечать!

Былая судьба Детройта Челябинску пока не угрожает. Перспективы для города еще не потеряны. Но подобной безалаберностью управления мы каждый год их все больше и больше утрачиваем.

шкаф купе Серпухов заказ

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

кладка барбекю в Санкт-Петербурге
VK31226318