В начале был пай
Рыночные страсти вокруг земли еще только начинаются.
- Что такое земельный пай? - у меня был случай спросить об этом главу Верхнеуральского района Игоря Сурменева.
- Пай, - ответил он, - это не сама земля, а только право получить ее. Такое право имели только те, кто на тот момент, в 1992 году, проживал в сельской местности.
- А можно ли сравнить пай с чеком, с ваучером?
- Можно, - согласился Игорь Павлович, - сходство есть.
Итак, кто жил в деревне в час «икс», тот и стал собственником земли. В этом случае нет смысла рассуждать о справедливости. (Представьте себе, что, например, Третьяковскую галерею «раздали» ее сотрудникам). Справедливо разделить, наверное, в принципе нельзя. Меня же интересует смысл пая. И я спросил:
- А в чем смысл пая?
Поясню свой вопрос. Вот, допустим, - деревня. Назову ее Паевой. В ней 500 пайщиков. Каждый стал собственником 10 гектаров земли. Что им с ней делать? Тракторов в деревне - сколько? Ну, например, 20. Их на всех никак не разделить, даже если каждый трактор разрезать на 10 частей. Не разделить и другое имущество. Значит, 20 тракторов - в любом случае несправедливо - достанутся только 20 пайщикам. А что остальные? Что делать со своим наделом одинокой доярке-пенсионерке? Вообще, в чем стратегия пая, что - в конце пути, цель - какая?
Игорь Сурменев:
- Могу только догадываться, что цель была в том, чтобы сформировать какой-то класс землевладельцев.
Значит, сразу было ясно, что 500 пайщиков деревни Паевой - не навсегда, а на время. Число их будет сокращаться. И дойдет до чего? В любом случае 500 собственников земли в деревне Паевой не будет. И во всей России их будет не 12 миллионов. Их будет меньше. Еще меньше. Еще меньше… Так?
А как хотелось бы? Или как будет, так и будет?
Знакомьтесь: Виктор Шевяков, глава сельского поселения Алексеевка. Это далеко - до Варны и от нее 30 километров к востоку, к самой границе с Казахстаном. Информация Виктора Ивановича - из первых рук.
Колхоз «Новый труд» в Алексеевке распался на 745 паев, каждый - почти по 16 гектаров. Теперь здесь колхоза нет, а есть ООО «Колос», собравший 315 паев. А остальные где? Остальные - ЛПХ, личные подсобные хозяйства.
- И никто не продал свой пай?
- Официальных данных нет, - говорит Виктор Иванович, - но знаю, что паев 30 продано - пенсионерами.
- А почему продано?
- Земля стала обузой. Чтобы получить «зеленку», надо съездить раз 30 туда и сюда, а еще отдать много денег. Проще свой пай продать.
- И за сколько?
- За восемь, за десять тысяч рублей.
Земля в Алексеевке дешевая. Да и как ей быть дорогой, если полторы тысячи гектаров уже не один год без обработки.
Сам Виктор Иванович в Алексеевке - начальник формальный, неформальный и какой угодно другой. Можно подумать, что земельная реформа его не ущемила, а наоборот, вознаградила. Его «клан» имеет 400 гектаров пахотной земли. Приобрел технику. Знает толк в земледелии. Не бедствует. На дорогах вокруг деревни его бойкий джип заметен издали по хвосту пыли за ним. Сам-то он, как говорится, в порядке, а что касается всей деревни, то, по его мнению, порядка в ней стало меньше. Меньше, чем было прежде, при колхозе.
^^^
Уж сколько раз звучало это: «Землю - крестьянам!» Но не доходит земля до крестьян. Или крестьяне не доходят до земли. Подразумевается, что самый лучший порядок - когда крестьянин владеет землей и работает на ней. Это вроде бы идеал. Но прежде так ни разу не получилось. Не получится и теперь. Тысячи и миллионы крестьян, получив свои наделы, не смогут крестьянствовать на них. Они их или отдадут в аренду за пять процентов от валового урожая, или продадут за гроши.
Что будет в итоге? Откуда ни возьмись, появятся новые собственники. Впрочем, известно, откуда они придут, - не от сохи, а издалека, из больших городов. Они скупят наделы нынешних - несостоятельных - собственников и сделают их наемными работниками. Они не ограничат себя 100 или тысячью гектарами, а создадут латифундии в десятки тысяч гектаров земли. Какое-то время продержатся фермеры, но вряд ли им выстоять против латифундистов.
Я думаю, что, затевая земельную реформу, ее авторы в уме держали именно этот путь - от пая до латифундии. В уме держали, но, как у нас принято, не проговаривались.
Ваучер создал капиталиста, пай создаст помещика.
А пока… Пока мало кто знает, что происходит на деревенской земле.
- Сколько земли пайщики уже продали? - спросил я у Игоря Сурменева.
- Немного.
- Точных цифр у вас нет?
- Нет. Информация о сделках с землей - у регистрационной палаты, но и она не ведет специальную статистику. Так же, как никто не считает, сколько продано домов, автомобилей и другого имущества. Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в такие сделки.
- И даже знать о них? Как же управлять?
- Смысл аграрной реформы в безвозмездной передаче земли из собственности государства в собственность частных лиц. И, возможно, в появлении нового собственника, способного правильно распорядиться землей без оглядки на государство.
^^^
Рыночные страсти вокруг земли еще только наливаются краской накала. Пока они затронули Москву и Подмосковье, крупные города и их пригороды, лакомые природные ландшафты. То ли еще будет.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве