Юрий Гагарин. «Знаете, каким он парнем был»? В Южноуральске живёт человек, который может ответить: «Знаю»!

Юрий Гагарин. «Знаете, каким он парнем был»? В Южноуральске живёт человек, который может ответить: «Знаю»!
Юрий Гагарин. О таких людях нужно помнить и вспоминать вне зависимости от юбилейных дат. А повод есть — в апреле отметим очередной День космонавтики.
А еще это повод рассказать о знакомстве Гагарина с южноуральцем, одним из немногих, для кого Юрий Алексеевич Гагарин был просто Юрой. Кто на вопрос из знаменитой песни «Знаете, каким он парнем был», может ответить: знаю. Город Южноуральск – место жительства этого человека и зовут его Тимофей Андреевич Чугунов.
Помните биографию первого космонавта Земли – родился на Смоленщине, закончил ремесленное училище… Вот с этого места давайте поподробнее, как говорят в таком случае.

— Мой брат Георгий поступил в ремесленное училище города Орехово-Зуево Московской области в 1948 году, — вспоминает Тимофей Андреевич. — И, когда он приезжал на каникулы, я с завистью смотрел на форму ремесленника и заслушивался его рассказами о рабочей профессии. Закончив шесть классов, сам поехал в Москву к своей тете Нюре. Решил поступать в ремесленное училище № 10 города Люберцы, расположенного недалеко от Москвы.

В училище можно было получить специальность токаря, слесаря, литейщика и электромонтера. Красивое многоэтажное здание училища меня обрадовало. В таком прекрасном здании мне предстояло учиться. Но… впереди вступительные экзамены. Поступающих было много, приехали ребята и девчата из разных мест нашей страны.
Знакомились друг с другом по принципу «земляки». Вот в это время и произошла моя первая встреча с Юрием Гагариным. Оба мы были из Смоленской области: Юра из города Гжатск, я — из села Елисеевичи Духовщинского района. Юра приехал в училище со своей двоюродной сестрой Тоней из Москвы. Она помогала ему во всех вопросах приема в училище.
Меня больше увлекало слесарное дело, а Юра хотел стать токарем. Хотя выбор профессий был разный, я с Юрой ходил вместе по коридорам училища в ожидании решения комиссии. Вскоре пришло к нам и общее огорчение: на токарные и слесарные профессии принимали с семилетним образованием, а у нас с ним было только по 6 классов: война и тяжелое послевоенное время помешали нашей учебе.

Что делать? К нам подошел преподаватель и заговорил: видели в Москве памятники, а в метро разные литые изделия, украшающие интерьер. Это работа литейщиков, стать ими он нам и предложил, для этого имеющихся шести классов было достаточно. И мы согласились.
Учились с Юрой в одной группе, жили вместе в одной комнате общежития, где было пятнадцать человек, так было два года. Было нам по пятнадцать лет…
В своей книге «Дорога в космос» Юрий Алексеевич Гагарин, спустя годы, напишет: «Мы делаем формы, ставим стержни, накрываем верхнюю опоку и ставим на конвейер. К концу дня подходит мастер. Схватился за голову: «Что же вы делаете, дорогие мальчуганы, гоните сплошной брак». Стержни мы ставили с небольшим перекосом и брака действительно получилось много. Мастер каждому из нас показал, как надо работать. На другой день дело пошло лучше».

И еще один штрих от Юрия Гагарина про учебу в ремесленном училище: «Я перестал завидовать токарям. Работа спорилась и с каждым днем становилась все интереснее. Мне нравилось просыпаться с первым заводским гудком и, умывшись холодной водой, выходить на улицу, вливаться в поток рабочих, спешащих к проходной завода.
На работу всегда шел с гордостью. С каждым днем эта гордость укреплялась: взрослые, квалифицированные рабочие разговаривали с нами, ремесленниками, как с равными»… Стоит помнить об этих словах одного из самых известных людей двадцатого века тем, кто решает, как пропагандировать сейчас престиж рабочих специальностей.
— Вы были в те годы еще подростки, наверное, были у Вас встречи и с мамой Юрия Гагарина?

— Запомнился ее приезд в декабре 1949 года к нам в общежитие. Анна Тимофеевна встретилась вначале с нашим мастером и воспитателем общежития. Они показали ей кабинеты учебного корпуса, спортзал, столовую и здравпункт. Познакомилась мама Юры и с журналами теоретического и производственного обучения. Увидела, что у сына почти одни отличные оценки, производственное задание выполняет на 102,3 процента и выше.
Затем уже воспитатель и Анна Тимофеевна пришли в общежитие, в комнату, где мы жили. Выложила на середину стола гостинец: домашнюю выпечку, вареные яйца, соленое сало, яблоки из своего сада и конфеты. Пригласила нас этим угощаться. Мы дружно сели за стол… Троих ребят из нашей комнаты в это время не было. Они еще не пришли из учебного корпуса. Юра им оставил гостинец от своей мамы. Во время короткого общения с ней мы поняли, что доброта Юры исходит от мамы.
В один голос сказали тете Ане большое спасибо за вкусные угощения, пожелали ей и отцу Юры, Алексею Ивановичу, крепкого здоровья на долгие годы.

Анна Тимофеевна на прощание нам сказала: » Обязательно идите учиться в седьмой класс. Юра, ты ведь обещал нам учиться в вечерней школе, когда уезжал из дома в училище. Слово свое, сынок, надо выполнять». Свое слово Юра сдержал… Тройка – Александр Петушков, Юрий Гагарин и Тимофей Чугунов в следующем, 50-м году стали учиться в седьмом классе вечерней школы .
Тимофей Чугунов вспомнил, как директор вечерней школы Мария Федоровна Гурьева написала для многотиражной газеты: «В седьмом классе сдают экзамены 32 учащихся. Все они хорошо написали изложение и выполнили письменную работу по алгебре. Первыми до установленного времени сдали по алгебре Гагарин, Чугунов, Петушков, Черножуков, Золотов, Напольская и другие. По этим предметам и по геометрии они получили пятерки». Это, скорее всего, было первое упоминание в печати о Юрии Алексеевиче Гагарине.
— С нами учился Витя Лыков, крепкий парень, очень спортивный, как сказали бы сейчас, на турнике крутил «солнышко», а у Юры это не получалось. Юра заглядывался на Витю, сам увлекся спортом. А когда мы заканчивали и седьмой класс в вечерней школе и ремесленное училище, он вбежал радостный в комнату: «Я студент ленинградского физкультурного техникума», — выкрикнул Гагарин.

Мы растерялись, это было неожиданная новость, собирались вместе учиться и дальше, но не по линии физкультуры. И мы активно принялись переманивать Юрия Гагарина поехать в Саратов в техникум продолжить обучение литейному делу. И Юра согласился. Так мы вместе оказались в Саратове.

15 июня 1951 года за отличные успехи и примерное поведение Юрию Гагарину, Александру Петушкову и мне вручили свидетельства и похвальные грамоты об окончании 7-го класса Люберецкой школы рабочей молодежи. Из рук в руки переходили свидетельства. Хотелось посмотреть оценки каждого, а они были одинаковыми. Поздравили друг друга и сказали слово «Вперед!»…
А если бы Гагарин не согласился и уехал в физкультурный техникум в Ленинград, как бы сложилась его дальнейшая судьба? Так же? Так же бы получилось вряд ли – другой город, другая «линия жизни», и совпала бы она с той, что привела его в космонавты – как знать.
О чем говорит этот случай. В жизни всех нас, в том числе и великих людей, есть моменты, которые становятся судьбоносными, определяющими многое в дальнейшей жизни.

Возможно, одним из таких моментов в жизни первого космонавта планеты был выбор – где учиться дальше после ремесленного училища – в Ленинграде или Саратове. Он выбрал Саратов, что было дальше, об этом рассказывается во всех биографиях первого космонавта.
А одного из тех, кто повлиял на такой выбор, зовут Тимофей Андреевич Чугунов. В 1967 году Чугунов из Каслей приехал с семьей в Южноуральск, где стал директором нового профессионального училища.
Любопытно, когда Гагарин увлекся авиацией, его друзья были рядом в этом новом увлечении?

— До 1952 года из саратовского техникума в армию никого не призывали, — рассказывает Чугунов, — В аэроклуб мы пришли вместе с Юрой. Но среднего образования у нас на тот момент не было, когда будете на четвертом курсе, приходите, предложили в аэроклубе. Гагарин на четыре месяца был младше меня, он остался учиться, а меня призвали в армию. А Юрий на четвертом курсе, как нам предложили, пошел заниматься в аэроклуб.

Все это было до «космических страниц» жизни Юрия Гагарина. А после полета в космос с друзьями юности он встречался?
— После полета в космос, как известно, Юрий Гагарин себе уже не принадлежал. И все же такие встречи были. Со мной – в январе 1965 года, в Саратове, Гагарин был уже полковником. Когда сели за стол, я был рядом, мне, как другу юности, дали слово. Начал «Юрий Алексеевич…,», — чувствую удар по ноге под столом и тихий голос Гагарина: «Какой я для тебя Юрий Алексеевич…».
Спросил потом: сколько у него наград? Он ответил, что точно не знает. Назвал самую дорогую – звезду Героя Советского Союза.

После трагедии, когда Юрий Гагарин разбился на самолете, мама его просила друзей сына, в том числе, Тимофея Чугунова написать о нем свои воспоминания, что, конечно, ими было сделано. А к 45-летию полета в космос первого космонавта планеты Тимофей Чугунов выпустил книжку о своем друге Юрии Алексеевиче Гагарине «С юности на всю жизнь».

Такая вот история, у которой есть и южноуральские корни.

Автор благодарит свою коллегу Марину Морозову за помощь в подготовке этого материала .

В своей публикации «ЮРИЙ — ДРУГ ТИМОФЕЯ» в газете «Челябинский рабочий » Марина Морозова пишет: 12 апреля 1961 года друг Гагарина встретил в городе Касли, где уже сам обучал будущих литейщиков -формовщиков. Как раз готовились к занятиям, вдруг по радио ошеломляющая новость — первый человек в космосе. В мастерских ликование, крики «ура». Когда диктор произнес «майор Гагарин», Тимофея осенило: это он.

Снимки из книги «С юности на всю жизнь».

Партнер проекта челябинский микрорайон «Звездный».

http://zvezdniy74.ru/

кухни на заказ цены в Шатуре

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318