Спасти молочные реки
Цены на энергоресурсы грозят животноводам банкротством. Кто виноват и что делать?
В этом году энергоресурсы взлетели примерно на 40 процентов! «Это настоящая беда», - говорят сельские директора (мы писали об этом 2 марта - «Зачем молоку завод?» и «Себестоимость молока превысила закупочную цену», 4 марта - «Мы не имеем права что-то менять»).
Действительно, на сельхозпродукцию цены уже два-три года практически одни и те же. Повысить их в кризис - значит лишить большую часть населения необходимых продуктов. Остается одно - отдать буренку под нож, и тогда молока не будет вообще. Мы узнали, как специалисты и власти пытаются облегчить энергетическое бремя.
«Через два года не будет ничего»
Директор СХПК «Черновской» (Миасский городской округ) Владимир Александров не только руководит хозяйством, которое в 2009-м стало в области лидером по надоям и поставило рекорд - 7 тысяч килограммов за год, он еще и восстанавливает Кундравинский СХПК, стадо которого в прошлом году еле удалось спасти после вмешательства областного правительства. Затягивать пояс до предела для «Черновского» - значит снизить производство и отказаться от инвестпроектов. Это еще самый оптимистичный вариант.
- Мы посчитали, что при такой ценовой политике нашим южноуральским стадам осталось жить полтора-два года, - говорит Владимир Николаевич. - А потом не останется ничего: ни молока, ни говядины. У нас вчера было два миллиона долга за электроэнергию, пришлось сегодня брать кредит на погашение. У других хозяйств свои суммы долгов. Есть и больше, и меньше - это зависит от размера хозяйства. Кому-то ведь и миллион - текущая задолженность, а кому и 100 тысяч - угроза банкротства. Затраты на электроэнергию в текущем году превысили сумму всех затрат на ГСМ, запчасти, минеральные удобрения и налоги вместе взятые, они составят от 10 до 15 процентов всех затрат. До позапрошлого года оплата электроэнергии не превышала уровня 1-2,5 процента в общих расходах, в 2009-м взлетела до 5-8 процентов. Новая «дань» энергетикам для нас просто неподъемна - часть хозяйств разорится, остальные начнут умирать с этого года. О чем еще говорят подсчеты? В 2009 году сельхозпредприятия заплатили за энергию, которую стали потреблять меньше по сравнению с 2008-м, на 372 миллиона рублей больше (882 миллиона). А в этом году, если мы, конечно, выживем, заплатим дополнительно к указанной сумме еще 350-500 миллионов!
Часть хозяйств не знает, как рассчитаться с энергетиками, а на носу посевная. В июле доля свободного рынка в оптовых поставках энергии вырастет еще на 15 процентов. «Что будет? Один Господь Бог знает», - говорят крестьяне.
Тяжесть промышленников легла на крестьян?
Южноуральские молочники в своем письме на имя губернатора называют действия энергетиков «корпоративным эгоизмом». Последние говорят об экономических условиях и государственной программе. Мы уже сообщали, что резкий скачок цен на электричество обусловлен аномально холодной зимой, к чему прибавилось повышение гостарифов и программное увеличение доли рыночной стоимости. Сейчас по тарифам Челябэнергосбыт закупает 34 процента электроэнергии, 66 - по свободным ценам. Свободная цена на 22-34 процента выше тарифа.
- Повлиять на цены не в нашей власти, - говорит заместитель генерального директора ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев. По его словам, за услуги посредника Челябэнергосбыт имеет только 3,5-4 процента. Такова сбытовая надбавка.
В этом году произошло перераспределение уровня тарифов в зависимости от уровня напряжения. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) поменяла подход, приняв одно из роковых для сельхозпроизводителей решений.
- Если раньше наибольшая нагрузка лежала на тех, кто потреблял электроэнергию на высоком уровне напряжения, то есть на крупных предприятиях, то теперь ФСТ изменила подход, перенеся центр тяжести на среднее и низкое напряжение, - поясняет Павел Киселев.
Перекрестное субсидирование (установление тарифов ниже средних издержек для населения за счет повышения тарифов для предприятий) сыграло не на пользу агропроизводству. Рост стоимости регулируемой электроэнергии для группы сельхозпотребителей в Челябинской области составил 20 процентов (в среднем по всем группам, включая население - 15,6).
Во время подготовки программы освобождения энергорынка от госрегулирования предполагалось, что электричество будет дешеветь. Увы, экономический кризис распорядился по-своему: промышленность «встала» - в стране резко снизилось потребление энергии. И это ощутимо подстегнуло цены.
- Дешевым электричество уже не будет, его стоимость станет только расти, - честно предупреждают в Челябэнергосбыте.
Способ платить меньше у агрария есть. Для этого он должен организовать свой бизнес так, чтобы потреблять энергию равномерно в течение суток. Внутри группы сельхозтоваропроизводителей рост тарифов колеблется от 7,3 до 39,3 процента в зависимости от уровня напряжения и режима использования мощности. Столько можно сэкономить. К примеру, при низком напряжении минимальный тариф 2,19 рубля, а максимальный - 3,35. Поэтому производителям молока нужно так составлять график работ, чтобы в потреблении электричества не было провалов. В Челябэнергосбыте предлагают провести специальные семинары для энергетиков сельхозпредприятий, чтобы попытаться найти решение, помочь выстроить оптимальные графики потребления.
- Раньше у сельхозпредприятий не было стимула всерьез заниматься вопросами энергоэффективности. Теперь он есть. К сожалению, этот экономический кнут пока подан без пряника, - отмечает Павел Киселев.
Селяне с этим не соглашаются: «Как хозяйство может равномерно расходовать электричество в течение суток? Есть же одновременные работы. Например, во время вечерней дойки нужно включить освещение, удалить навоз, напоить животных и так далее… В любом случае в это время нагрузка будет выше. Чтобы обеспечить равномерность, придется все сутки держать довольно высокое напряжение».
Выскакивает еще одно «но». По словам П. Киселева, для подтверждения этой равномерности режима потребления электроэнергии сельхозпредпринимателям придется внедрять системы учета и контроля, так называемые интеллектуальные счетчики. Они фиксируют информацию об энергопотреблении почасово в течение месяца. Вряд ли у аграриев сейчас изыщутся дополнительные финансы на эти новшества. Может быть, здесь поучаствует государство?
Спецтариф необходим
Южноуральский министр сельского хозяйства Иван Феклин провел переговоры с руководителем Единого тарифного органа области Сергеем Образцовым и гендиректором Челябэнергосбыта Вячеславом Середкиным. В скором времени ЕТО направит на имя премьер-министра Владимира Путина письмо с просьбой создать специальный тариф для сельхозтоваропроизводителей, поскольку цены на аграрную продукцию практически остаются на уровне двух-трехлетней давности.
- Селяне тоже должны установить у себя более жесткий режим экономии, - отмечает первый вице-губернатор Андрей Косилов. - В области есть примеры, когда в хозяйстве расход электроэнергии не снизился, а объем производства уменьшился. Это значит, что затраты на производство единицы продукции выросли.
Сельхозпроизводители Южного Урала готовят письма-заявления в тарифную службу и федеральным властям. Причем подобная ситуация сложилась не только в нашем регионе - аграрии ряда областей тоже готовят свои обращения, ищут выход. Южноуральские молочники предлагают областной администрации провести всестороннее независимое расследование причин 40-процентного ценового скачка. А также узнать у поставщиков и продавцов электроэнергии их доходы, зарплаты топ-менеджеров компаний и т.д.
Еще одно предложение - диверсифицировать поставку энергии с возможностью покупать ресурсы, которые генерируются внутри области. Из письма Николая Александрова первому вице-губернатору Андрею Косилову: «Из открытых источников известно о значительных возможностях генерации ММК, УралАЗа, ММЗ и других ведущих предприятий, которые обеспечили собственную энергонезависимость и готовы продавать ресурсы».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве