Новости


Женские сумки butik.ru из кожи

Аренда выделенного сервера

мебель Луховицы

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.


Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper


Качество жизни

Челябинский композитор Елена Поплянова рассказывает о том, как побудить ребенка к творчеству

03.11.2012 21:14
Взрослому человеку, привыкшему к традиционной системе педагогики, сложно сразу понять, что же происходит на занятиях известного челябинского композитора и педагога Елены Михайловны Попляновой. Гораздо проще это сделать ребенку.

Взрослому человеку, привыкшему к традиционной системе педагогики, сложно сразу понять, что же происходит на занятиях известного челябинского композитора и педагога Елены Михайловны Попляновой. Гораздо проще это сделать ребенку. На первом занятии моя полуторагодовалая дочь вела себя настороженно. Вставать в хоровод категорически отказалась, мы сели в уголок и наблюдали за происходящим. На втором занятии Настя пошла в круг, а на третьем - выбежала в центр. В июле школа «Радость» (так Елена Михайловна называет свои уроки) ушла на каникулы. А в середине августа дочка вдруг сказала: «Хочу к Елене Михайловне!».

Некоторые ребятишки, завидев Елену Поплянову, кричат: «Мама, смотри - Радость идет!»

Елена Михайловна, вы занимаетесь с малышами 18-й год. А с чего все начиналось?

Идея создания школы пришла после знакомства с педагогом из Финляндии Сойли Перкио. Она показала двадцатиминутный фильм о музыкальных занятиях в Финляндии. Я была потрясена тем, как легко и естественно мамочки со своими четырехмесячными малышами танцевали под музыку, пели детские песенки, играли и музицировали. При этом младенцы пытались «подпевать», тянулись к инструментам и что-то наигрывали на ксилофонах и барабанах, внимательно прислушивались к музыке, и главное, их глаза светились счастьем.

В этот момент я осознала свое непреодолимое желание работать с «грудничками» и их родителями. К этому подталкивало и еще одно обстоятельство: многолетнее сотрудничество с челябинским детским поэтом Ниной Пикулевой. Результатом нашего творчества стали детские песенки, музыкальные игры, книжки для детей, которым нет еще и года, и их родителей. И, наконец, встреча с известным московским педиатром, директором российско-американской программы «Познай себя» (уроки здоровья в школе) при Министерстве образования РФ Михаилом Львовичем Лазаревым еще больше усилила мое желание открыть в нашем городе школу, которая помогла бы молодым родителям «соткать душу ребенка». Я стала искать людей, которые бы захотели открыть подобную школу в Челябинске. Чудо-доктор Вера Михайловна Шахбанова, заведующая детской поликлиники № 8, сразу же откликнулась. Мы начали такие занятия при кабинете здорового ребенка в 1995-м году. Почти 15 лет школа «Радость» работала в поликлинике № 8. Потом здание передали оздоровительному центру. Меня к тому времени давно уже звал руководитель центра «Капитошка». Идея осталась прежней, просто мы перекочевали в другие стены.

Чем отличается ваша школа «Радость» от обычных?

В ней все необычно. В классе вместо парт - коврики на полу, вместо доски - большое зеркало, да и самих учеников частенько на занятия приносят в корзинках, где они сладко посапывают. Уроки могут начинаться с пения птиц и звучания колокольчиков, «театра на ладошке» и танцев в обнимку с мамой или папой, морковного солнышка, ежика из теста, мыльных пузырей, бумажного ручья, «полета» на руках родного человека - и все это под светлую, добрую музыку!

Моя главная задача - подарить молодым семьям радость общения друг с другом, помочь родителям даже самые бытовые моменты жизни поднять на высокую духовно-поэтическую ноту. И в этом нам помогает хорошая музыка. А еще - главный витамин душевного здоровья ребенка - родительская любовь. Наши первые встречи со взрослыми часто начинаю с разговора о родительской любви.

Дорогие мамы и папы, как можно чаще признавайтесь ребенку в своей любви: словами и нежным прикосновением, ласковой интонацией вашей речи и желанием быть рядом, что-то вместе созидать, добрым взглядом и внимательным отношением ко всему, что вас окружает. Не случайно чаще всего дети задают вопрос: «Ты меня любишь?» и карабкаются к маме на колени. Им все равно, что вы в этот момент делаете. Даже если очень заняты или огорчены, не отталкивайте малыша, не одергивайте грубым словом. Найдите в себе силы и терпение посмотреть любящим взглядом, сказать нежное слово, объяснить с доброй интонацией. Синдром «недолюбленного ребенка» опасен для маленького человека. А перенасытить любовью невозможно. Только не надо путать понятия «любить» и «баловать». Вспомните, как в фильме «Снежная королева» Атаманша говорит о воспитании: «Детей надо баловать. Тогда из них получаются настоящие разбойники!»

Некоторые молодые родители задаривают ребенка игрушками, вкусными вещами, захваливают по пустякам, постоянно хвастают ими в присутствии малыша, затаскивают по частным урокам и множеству развивающих студий. Ничего общего это с любовью к ребенку не имеет. Скорее, все это только во вред маленькому человеку. Обилие игрушек губит интерес к ним, сладости портят здоровье, чрезмерные похвалы развивают эгоизм, а слишком раннее обучение приводит к тому, что у ребенка пропадает интерес учиться в школе. Лучше всего найти возможность сделать игрушку вместе с ребенком (пусть даже просто в его присутствии). Когда малыш смотрит, как папа или мама что-то мастерят, или помогает им, в нем рождается дух созидателя. Если вы угощаете сына или дочку чем-то вкусным, приучайте их с раннего возраста делиться. Пусть вы даже только сделаете вид, что попробовали. Но это поможет воспитать внимательного и чуткого человека. Тогда, скорее всего, дети не оставят вас без заботы в старости. Надо помнить, что духовное приданое человека готовится с младенчества. Купить его или обзавестись им в короткий срок невозможно.

Когда вы начинали, были одними из первых в России и уж точно первыми в Челябинске. А сейчас центры детского развития растут как грибы после дождя.

В большинстве таких центров детей развивают через обучение. Ребенок стал объектом, в который хотят впихнуть как можно больше информации. Взрослые забывают, что человек приходит на землю не для того лишь, чтобы получить знания, а для того, чтобы эту планету сделать лучше, светлее и добрее. Привить ребенку желание делиться, отдавать - дело непростое. Чаще его учат брать, брать, брать. Становясь взрослым, человек привыкает к потребительству.

На наших занятиях молодые мамы и папы учатся доброму и радостному общению с ребенком, поют песенки и прибаутки, колыбельные и потешки, танцуют с ними, играют, показывают театр, рисуют натуральными соками, лепят из теста, слушают музыку и импровизируют на всевозможных детских музыкальных инструментах. Для этого родителям не требуется специальное музыкальное образование. Достаточно желания и любви к своему чаду. А для малыша нет ничего прекраснее родного маминого голоса. Я не устаю повторять молодым женщинам, что не важно, какой у них голос и что они сами думают о своих вокальных данных. Для ребенка материнские вибрации самые дорогие и желанные. Они рождают чувство защищенности, и надежности, которые нужны малышу в первые годы жизни. Именно мама открывает звуковой мир ребенку. И оттого, с какой интонацией она это делает, так и воспринимает мир младенец.

Если мама постоянно боится за младенца и позволяет себе с этим чувством разговаривать с ним, он тоже напрягается. Если грубо и небрежно обращается к ребенку, он испытывает страх и одиночество. А если ласково «гулит» - малыш купается во флюидах счастья и любви. Он радуется маме и дарит ей свои эмоции. В первые несколько месяцев жизни ребенку все равно, какие слова ему говорят. Важна интонация. А музыка - это и есть язык интонации.

А какую музыку слушать с детьми вы советуете родителям?

Музыкальный репертуар в школе самый разнообразный: классика и джаз, эстрада и фольклор разных народов мира, детская и духовная музыка. При выборе произведений надо помнить главное - музыка должна нести положительный заряд, добрый настрой и светлые эмоции. Рок-музыка, несущая разрушительные вибрации, исключается. Ни в коем случае нельзя включать музыку громко. Точно так же, как нельзя громко говорить. Спокойный тон приучает ребенка к чуткому восприятию, развивает в нем умение слушать и слышать. В семьях, где родители привыкли разговаривать на повышенных тонах, дети растут невосприимчивыми к внешним звукам. Им трудно учиться в школе, трудно сосредоточиться на объяснении учителя.

Если в семье дружат с хорошей музыкой, со временем малыш не только начинает узнавать знакомые произведения, но и выделяет любимые, требует их частого повторения. Особую симпатию младенцы питают к русской народной музыке. Бурный восторг проявляют, когда слышат балалайку или саратовскую гармошку, затаив дыхание слушают голоса деревенских бабушек. А любимым сопровождением к собственному музицированию выбирают музыку Моцарта или Вивальди.

С какого возраста можно приносить малыша на занятия?

До трех месяцев ребенок еще как в гнездышке, под крылышком у мамы. В три месяца некоторые малыши уже готовы к занятиям. Деткам от годика до двух я предлагаю элементы творческого самовыражения. Мы учимся танцевать, придумывать образы, двигаться под музыку. Через игры и театр готовим кисть к письму и рисованию. В два-три года самое время развивать фантазию ребенка и идти от их творчества. Очень нравится малышам театр. И свой первый спектакль они могут посмотреть уже в двух-, трехмесячном возрасте. Сначала это театр на ладошке. Представление длится не более одной минуты. Сюжетом может стать любая пальчиковая игра. Постепенно может появиться варежковый и кукольный, картонный и теневой театр. Важно только, чтобы каждый раз в нем находилось место для участия самого ребенка.

А каков верхний возрастной предел?

Варианты были разные. Группы, где были очень активные родители, дети посещали до шести лет. Дети и взрослые не только вместе занимались, но и дружили, проводили общие праздники, перезванивались, интересовались, кто как занимается с ребенком дома. Это было так здорово! В последние годы таких групп я не вижу. Нет лидеров, все озабочены другими проблемами, не хотят тратить усилия и время на создание детских праздников. Хотят получить все это в готовом виде. Приглашают артистов и развлекают своих чад, забывая о том, что именно в совместном творчестве воспитываются самые прекрасные человеческие качества.

Часто молодым родителям очень хочется все сделать за ребенка. Чтобы было аккуратно, быстро и красиво. Но у детей свое понимание. Они не замечают, что что-то криво или неправильно. Для них важнее процесс, не результат. И здесь родителям надо набраться терпения и не критиковать за то, что не получилось, а похвалить за то, что малыш справился или доделал все до конца. А то, что грязно… Так ведь и у хозяйки на кухне, когда она чистит овощи, тоже поначалу грязно. Важно после - вместе навести порядок. Но не в приказном тоне, а весело и дружно поиграть в уборку. Например: приехала грузовая машина (картонная коробка или ведро) и увезла весь мусор.

У вас есть возможность наблюдать за тем, как занятия меняют ребятишек.

Бывает, что приносят ребенка зажатого, пугливого, который не то что играть, даже приблизиться к инструментам боится. Редко кто из детей сразу вливается в танец или игру. Главное, не зацикливаться на этом состоянии ребенка и не вводить его силком в состояние всеобщей радости. Нужно дать малышу возможность оглядеться. Я в таких случаях стараюсь как бы не обращать внимания, хотя на самом деле смотрю очень пристально. Гораздо больше хлопот доставляют взрослые, если они заставляют ребенка делать то, что делает учитель. Я прошу: «Родители, танцуйте, пойте, играйте вместе со мной. Если вы будете участвовать в процессе, то и ребенок ваш к нему подключится, только чуть позже». Потом мамы удивляются: ребенок приходит домой и повторяет все, что происходило на уроке.

А не боитесь, что после нашей публикации к вам придет много мам с детьми и группы переполнятся?

Не боюсь. Практика показывает, что многие мамы настроены на то, чтобы отдать ребенка учителю и уйти. Когда же выясняется, что на моих занятиях родители - активные участники всех процессов, такие мамы второй раз, как правило, не приходят. К сожалению, они забывают о том, что нельзя быть свободным от ребенка.

Подробнее узнать о времени занятий можно, позвонив в центр «Капитошка», занятия школы «Радость» (777-11-38, северо-запад) и в 10-ю детскую поликлинику, школа развития «Вероника» (772-25-55, ЧТЗ).

Елена Поплянова станет участницей декрет-шоу «Я буду мамой», которое состоится 25 ноября. Местом встречи будущих мам будет просторный клуб DJ-парк INSIDE, что в культурно-развлекательном комплексе «Мегаполис». Приглашаем всех беременных регистрироваться для участия в декрет-шоу «Я буду мамой» до 15 ноября по телефону в Челябинске 263-15-91 (работает автоответчик) или по E-mail: konkurs@chelrabochy.ru.

Главное условие участия - оформить подписку на пятничный выпуск газеты «Челябинский рабочий» на I полугодие 2013 года.

VK31226318