Татьяна Визбор дала нашему корреспонденту интервью по скайпу
![Татьяна Визбор дала нашему корреспонденту интервью по скайпу](/upload/resize_cache/iblock/416/928_460_2/416d832829aa7d3e65eacffc4e8ec6f2.jpg)
Дочь знаменитого барда Юрия Визбора Татьяна считает, что каждое новое поколение находит свою интонацию для его песен.
Приехать на творческий вечер «Наш Визбор», проходивший в челябинском ДК железнодорожников в конце октября, у Татьяны Визбор не получилось: прошло совсем немного времени с тех пор, как ушла из жизни ее мама Ада Якушева. Андрей Крамаренко дал сольный концерт, но бросить челябинских слушателей Татьяна Юрьевна, планировавшая выступить с Крамаренко в паре, не могла. Связалась с организаторами концерта и в режиме видеосвязи рассказала несколько интересных историй из жизни своих знаменитых родителей и даже попробовала ответить на вопросы. Через некоторое время после концерта я отправила Татьяне предложение об интервью по скайпу. К моей огромной радости, она откликнулась.
- На концерте был момент, заставивший меня буквально подпрыгнуть на стуле. Андрей Крамаренко рассказал, что Юрий Визбор пел не только свои песни. Чужих - около четырехсот. Среди авторов - Окуджава, Вертинский, Клячкин, Ким и… челябинский автор Михаил Левин! Андрей Крамаренко вслед за Визбором спел его песню «Эй, баба-риба».
Мне было очень радостно это слышать, поскольку имя Левина связано с историей нашей газеты. Летом 1977 года он послал группу из пятерых курсантов на вершину, которую решил назвать именем нашей газеты - «Челябинский рабочий». Летом 2008-го, в год столетия нашей газеты, Михаил Семенович организовал альпинистские сборы в Киргизии, где было совершено повторное восхождение на гору. Я рассказала ему, что «Бабу-рибу» спели на концерте.
«Передай Татьяне, - ответил Михаил Семенович, - что на Неглинной в сентябре 1961 года я возил ее в коляске по большому коридору и ждал, когда уснет, чтобы поделиться с Адой песнями, привезенными с Кавказа».
- Много разных неожиданных вещей узнаю о своих родителях, и в частности, о себе. После маминой кончины мне пришло письмо из Нюрнберга от Павла Михайловича Лившица. В 1960-х он учился в МАИ, где мама вела кружок самодеятельного творчества. Среди кружковцев был, например, Леон Измайлов. Они делали концерты, занимались художественной самодеятельностью. И вот на репетиции одного из концертов Лившиц, конферансье, вместе со мной выходил на сцену и объявлял номера. Три часа я просидела у него на шее.
Мама мне рассказывала, что Галич очень меня любил: на фестивалях мы с ним уединялись и «крутили собакам хвосты». У многих я прыгала на коленках и сидела на шее, и очень этим горжусь.
- Детство было счастливое?
- Естественно, как любое детство. Только там можешь испытывать абсолютное счастье. В других возрастах этого, к сожалению, не происходит.
- Как происходило ваше общение после того, как отец ушел из семьи?
- Я не заметила момента, когда папа и мама расстались. Мне никто не запрещал с ним видеться. Более того, когда мы с мамой переехали в однокомнатную квартиру и у нас были стесненные условия, отец забрал меня к себе. Три года я жила с Женей Ураловой (второй женой Юрия Визбора, актрисой, сыгравшей главную роль в фильме «Июльский дождь» - Авт.) и сестрой Анной. Мы очень хорошо жили. Потом я обратно перебралась к маме, получившей трехкомнатную квартиру. У нас в семье никогда не было запретов, споров из-за алиментов и тому подобного.
- Часто ли папа давал вам ценные советы?
- Он писал мне в пионерский лагерь и в Пятигорск, где я была на практике. Конечно, когда ты в пионерском лагере и тебе 14-15 лет, или когда ты студентка на практике и у вас там гульба, не до советов. Тем более, отец никогда не занудствовал, не читал моралей, не говорил «ты должна». Переосмысление произошло, когда я готовила его письма для печати: там реально много советов.
- Ваша книга о Юрии Визборе «Здравствуй, здравствуй, я вернулся!», где были опубликованы эти письма, замечательна. Купить ее невозможно, но, к счастью, есть отсканированный экземпляр на просторах Интернета. Расскажите, как она писалась.
- Я тогда сидела с двумя детьми, которые были крайне малы. Мы жили на улице Чехова в однокомнатной квартире вчетвером. Любой незнакомец, зашедший в нашу квартиру, мог подумать, что люди приходят сюда поспать или поиграть на инструментах. У нас были гитары, балалайки, баяны. Стояли кровати. Я шесть лет сидела дома, не работала, занималась детьми. Моя ближайшая подруга Ира Петровская, «ведущий телекритик страны», как мы ее в шутку называем, однажды мне сказала: «Никто не знает о документальных работах твоего отца, а ведь это его основная профессия». Он всегда считал, что его основная профессия - журналистика, а конкретно - документальное кино. Я стала собирать материал, не выходя из квартиры. Мне для этого нужны были телефон и люди, работавшие с отцом в творческом объединении «Экран». Я их всех к себе приглашала и брала интервью. Это меня возвратило к журналистике.
- А приходилось ли вам брать интервью у отца?
- Приходилось один раз, и это было чудовищно. Хотя нет, два раза. Второе интервью для журнала «Крылья» до сих пор не опубликовано. Это было уже совсем перед его уходом, летом 1984 года. А до этого я была на практике, два года работала в молодежной редакции Центрального телевидения, учась на дневном отделении факультета журналистики МГУ. Там была программа «Адреса молодых». Режиссер Олег Коровяков предложил мне снять сюжет по папиной песне-репортажу «Памяти Павла Шклярука». Павел Шклярук - молодой курсант, пилот, который погиб, уводя машину от города.
Мною был предложен самый простой ход: в кадре сидит папа и рассказывает о курсанте, с которым в силу обстоятельств не был и не мог быть знаком. Я даже не сочла нужным подготовиться. Отец сразу же это понял и поймал меня во все журналистские ловушки. Например, я задаю вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Он так и отвечает. Съемки проходили в нашей однокомнатной квартире на улице Чехова. В перерыве мы с ним выходили в ванную, я спрашивала: «Что происходит?», он отвечал: «А ты готовилась?»
- Из книги следует, что Юрий Визбор вел дневники.
- Все дело в том, что почерк отца не разобрал бы ни один врач! Мы - я, моя крайняя мачеха Нина Филимоновна, Анатолий Азаров и Ролан Шипов - визбороведы, как они себя называют, разбирали дневниковые записи по буквам. К настоящему моменту дневники расшифрованы именно в той степени, в какой можно их публиковать.
- Не знала, что в книге «Здравствуй, здравствуй…» вы были стеснены темой «Визбор - документалист». Нет желания написать обо всем?
- Мне говорили: «Ты должна, ты можешь!» Но для этого нужно забыть семью, родившегося внука, работу, фестивали и концерты. Сидеть где-то в глухом бункере, чтобы тебя не отвлекали друзья по фейсбуку, скайпу и почте. Я рада, что нашелся человек, написавший очень тонкую, глубокую книгу, - она появится летом в серии ЖЗЛ. Это Анатолий Кулагин, филолог, профессор Коломенского пединститута. Я бы так точно не написала: ведь кроме баек и рассказов, на которые способна, в его книге есть осмысление поэзии. Впервые книга понравилась нам всем - и Нине Филимоновне, и Жене Ураловой, и маме. Летом мы привозили ей в больницу этот объемный труд в 200 страниц, и она всю книгу вычитала.
- Был ли Юрий Иосифович меломаном?
- Музыку слушал постоянно. Как приходил, включал магнитофон, или ловил западные радиоволны. Исключительно от него я узнала Жабима, Стиви Уандера, Элтона Джона, Битлз, рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда». Польских исполнителей - «Червоны гитары», «Нотоцо», «Филиппинки». Он слушал оперу, авторскую песню в любом проявлении, не чужд был очень хорошей эстрады. Несколько замечательных песен написал вместе с композитором Павлом Аедоницким - они вошли в репертуар Иосифа Кобзона и Льва Лещенко.
- С огромным удовольствием послушала видеозаписи, где поют ваши дети Варвара и Юрий, - «Ты мое дыхание» и «Мадагаскар». Это взгляд на авторскую песню людей из XXI века.
- И прекрасно, потому что каждому поколению нужно новое звучание. Отец писал и в блюзовой, и в джазовой манере - сейчас это стало возможно озвучить.
Ребята выбрали актерскую стезю, и это их право. Юра закончил курс Кирилла Серебренникова, работает в театре «Седьмая студия», возникшем на базе курса. Он является его музыкальным руководителем, пишет музыку к спектаклям, а не так давно написал оперу «Охота на снарка».
Варе посчастливилось встретиться с Терезой Дуровой, и сейчас она работает в детском театре на Серпуховке под ее руководством.
![](/mistakes/mistakes.gif)
Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве