Зачем университету музей?

Зачем университету музей?

Событием летнего выставочного сезона в Челябинске стала экспозиция «Подлинное искусство в пространстве университета».

Посвященная 70-летию Южно-Уральского государственного университета, а также 10-летию его кафедры искусствоведения и культурологии, выставка представляет вниманию зрителей 76 работ 25 южноуральских художников, таких как В. Меркулов, В. Неясов, В. Качалов, Л. Костина, К. Фокин, В. Дьяков, В. Бубнов…

Наша собеседница - куратор выставки, арт-критик, член Союза художников России и Ассоциации историков отечественного искусства и художественных критиков, автор книг об искусстве Южного Урала и музейных коллекциях Галина ТРИФОНОВА.

- Галина Семеновна, расскажите, как зародилась идея создания университетского художественного музея.

- С основания нашей кафедры искусствоведения и культурологии в 2003 году зрела идея общедоступного музея, который несет в себе просветительскую и образовательную миссии, передает из поколения в поколение систему накопленных человечеством знаний, традиций, культуры через подлинный предмет.

В нашем университете формируется единый музей науки и искусства. Один за другим открываются его разделы: первым был музей истории университета, есть свой музей на космическом факультете, в прошлом году открылись геологический и археологический. И вот наш - художественный. Они еще не приведены в единую систему, но такая структура будет создаваться обязательно, это следующий шаг.

Свою коллекцию мы называем Университетским художественным музеем. Его цель, во-первых, облагородить сам процесс обучения студентов, приблизить их к прекрасному, создать университетский климат, где присутствовали бы не только точные науки, но и искусство, чтобы из стен нашего вуза выходил гармоничный человек.

Во-вторых, мы ставим задачи сохранения, изучения, исследования и публикации художественного наследия нашего региона. И, в-третьих, собственно учебная задача, узкопрофильная - формирование художественного видения, понимания искусства и отдельных произведений, способности анализировать, накопления навыков работы с произведениями искусства в выставочной и музейной среде.

- Почему мы видим работы только южноуральских мастеров?

- Потому что изучать прежде всего искусство своего региона - наша миссия, своего рода долг. Искусство всего огромного пространства России невозможно изучить из исследовательских институтов центра, поэтому должна быть создана структура: сеть музеев в каждом областном городе. Тем не менее, университетских художественных коллекций у нас в стране не так много.

Я с полной ответственностью могу сказать, что так, как работаем мы с нашим регионом и его произведениями искусства, планомерно включая в образовательный процесс нашу коллекцию и всю деятельность, связанную с ней, так не работает в университетской среде в провинции никто.

Для нас важно, чтобы студенты видели богатство всех направлений, которые существуют, и, конечно, прежде всего обращаем их внимание на полноценное художественное качество произведений.

В нашей коллекции присутствуют живопись, графика с различными ее видами и техниками, начиная с рисунка, акварели, произведения гуашью, тушью и гравюры, конечно же. Это вещи высокого художественного достоинства, эти работы создали большие мастера разных поколений.

Студенты должны увидеть технику вживую, когда мы об этом рассказываем: как ложится штрих, каков язык того или иного вида гравюры, как создаются изображение, пространство, какие используются выразительные средства.

Поэтому бесценное значение нашей коллекции именно в том, что наши студенты практически берут в руки произведения и смотрят своими глазами так, как им не позволят смотреть ни на какой экспозиции в других музеях.

«Описание и анализ произведений искусства, художественных памятников», «Техники искусства», «Введение в историю искусства», «Изобразительное искусство Урала», «Основные тенденции в современном искусстве Урала» - все эти курсы позволяют привлечь материалы коллекции.

- Выставка рассчитана в большей степени на студентов?

- Конечно, но и не только на них, в адресности наших выставок нет никаких ограничений. Искусство говорит со всем миром. Вход у нас в зал бесплатный, работает он все дни, кроме воскресенья. Челябинцы уже знают, что в зале искусств ЮУрГУ всегда можно посмотреть художественные выставки. На уникальные экспозиции к нам едут и из области, как это было, например, в прошлом году с «Мадонной дель Пополо» из Нижнего Тагила, приписываемой гениальному Рафаэлю Санти.

Сейчас мы готовим к изданию каталог собрания Художественного музея ЮУрГУ. Это документ, который позволяет точно учесть произведения и начать публиковать их. Надо, чтобы все заинтересованные знали о том, что хранится в нашем музее, ведь он служит всему обществу. Публикация каталогов собраний открывает их для общества, его многообразных духовных потребностей.

- Почему все-таки нельзя было выставить все эти картины в уже имеющемся челябинском музее, а надо было создавать новый?

- В Челябинске нет художественного музея, где был бы доступен такой тесный контакт с работами, это во-первых. Во-вторых, мы бы, может, не стали собирать эту коллекцию, если бы в городе был музей искусства Южного Урала, или музей современного искусства, или музей искусства XX века. Но ни одной такой экспозиции до сих пор не существует.

Долгое время мы сотрясали общественное сознание нашего города, что необходимо открыть музей искусства Челябинска, потому что у нас вырастают поколения, которые не представляют, что происходило за последние сто лет в искусстве города. Но до сих пор мы не нашли понимания нигде. В образе университетского музея мы предприняли опыт осуществления этой идеи, пусть пока скромный по своим масштабам и возможностям.

Я надеюсь, что наступят иные времена и придут люди, которые будут понимать значимость и необходимость создания такого музея в Челябинске, а наш музей будет развиваться как уникальное культурное и художественное явление в университетской среде.

- Что представляет ваша коллекция на сегодняшний день?

- На данный момент вы видите в этом одном зале модель постоянной музейной экспозиции, но с некоторыми, безусловно, оговорками. Например, на постоянной экспозиции не бывает графики. Графика больше двух месяцев в году не может быть показана в залах по условиям сохранности, потому что свет очень сильно воздействует на бумагу и на все материалы, которыми изображение создается.

Мы отобрали для этой экспозиции треть коллекции, и, несмотря на это, экспозиция получилась очень насыщенная, в три ряда. Важно, чтобы произведения не мешали друг другу, а создавали единое целое.

Наша коллекция сейчас насчитывает 202 учтенные работы 36 авторов плюс около 100 художественных фотографий, поступивших как раз накануне нашей экспозиции с выставки Сергея Жаткова. Понимаете, когда коллекция родилась, она уже притягивает к себе, начинается естественный рост, как рост всего живого.

- Вы ищете художников или они ищут вас?

- Известные профессиональные художники, конечно, нас пока не ищут… Но они все больше говорят о том, что им хочется выставляться здесь. Несмотря на то, что это очень маленький зал, здесь очень хорошо.

Произведения хорошо освещены, визуально прочитываются, им не тесно, имеется хороший доступ к ним, можно их рассматривать. И можно выстроить экспозицию так, что она представит лучшим образом художника, покажет его самые сильные стороны.

Кроме того, здесь создается особая атмосфера для непосредственного, близкого контакта с произведениями искусства. А потенциальная зрительская аудитория студентов и педагогов зашкаливает за 50 тысяч…

- И у вас есть условия для хранения?

- У нас есть помещение для хранения. Но затянулся процесс изготовления музейного оборудования. Условия пока еще не созданы. Мы дали проектное задание, с финансовой стороной возникли проблемы, но скоро будет кассетник для живописи с выдвижными сетками, на которых мы развесим небольшие произведения, стеллажи для более крупных форматов, для графики заказаны шкафы, другое оборудование.

Посмотрите: зал один, а по сути, здесь представлено искусство с середины ХХ века и буквально до наших дней. Больше полувека истории южноуральского искусства: графика, живопись, гравюры, немного скульптуры, декоративное искусство, художественная фотография. И актуальное искусство, Клим Пашнин например.

- Приходя к вам раз в год, будем видеть разные картины?

- Раз в месяц! Мы живем в ритме современной жизни, поэтому устраиваем выставки практически ежемесячно, каждый раз появляются какие-то интересные идеи или что-то случается интересное и важное. Сейчас уходит старшее поколение. В 2010 году умер В.П. Меркулов, он изумительный живописец. Когда мы его хоронили, пришла такая мысль - открыть его посмертную выставку к 40 дням.

Мы ее открыли, сделали вечер памяти, и вдова художника Мария Александровна подарила нашему собранию шесть картин, среди которых автопортрет с семьей «Пятый километр», «Тревожное лето» - это же великолепная работа, пусть она никому не известна, но она несет в себе стилистику и правду времени.

Посмотрите, уральская деревня: укромный, теплый мир, здесь все мило, все человеческими руками сотворено, здесь труд, природа, обычные люди, ими согрета земля.

Мы будем стремиться показать современному молодому человеку все, что было и есть в искусстве, чтобы у него был выбор, и, конечно, помогать и направлять его в познании и образовании.

Классическое университетское искусствоведческое образование сориентировано на художественное как сердцевину искусства. Мы будем стремиться создавать условия общения с подлинным искусством, которое несет в себе не столько внешнюю красоту и увеселительно-развлекательную или провокационно-ниспровергательную функцию, скорее, наоборот, оно охватывает все богатство человеческой природы и ее совершенство, запечатленные в нетленных сокровищах - произведениях подлинного искусства.

Актуальнейшей в наше кризисное для духа время становится гуманистическая функция искусства - сохранение целостного человека как высшей ценности. Все эти идеи в основе концепции развития университетского художественного музея.

Дарья Полякова

VK31226318