Ирина Гехт: «Мы себе можем позволить задавать острые вопросы»

Ирина Гехт: «Мы себе можем позволить задавать острые вопросы»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт рассказала про «дедовщину» в Верхней палате российского парламента, причины роста цен, продовольственные карточки и проблемы децентрализации власти в России.

•Найти свою нишу

- Ирина Альфредовна, вы уже четыре месяца сенатор. Как проходило для вас вхождение в Совет Федерации?

- Одно дело в Совет Федерации войти, другое - занять там свое место, стать сенатором, которого знают, которого видят в качестве эксперта. Как мне полушутя сказали на первой встрече, «дедовщину никто не отменял». У каждого из ныне действующих сенаторов сложился свой круг вопросов, которые он курирует. Найти свою нишу не так просто.

- Вы ведь поначалу попали в другой комитет, не так ли?

- Да, в комитет по социальной политике. Но я поняла, что здесь становлюсь одной из многих, кто компетентен в этих вопросах.

Между тем есть такая ниша, как социальное развитие села, которая всегда оставалась где-то в стороне. Я посоветовалась с Борисом Александровичем Дубровским, он сказал: «Надо соглашаться». Спасибо ему за поддержку в тот момент. Считаю, это был правильный шаг. В конце марта состоится первый партийный форум социальных работников. Будет четыре тематические площадки. Модератором одной из них, посвященной социальной работе на селе, стану я. Отсюда мы начнем выстраивать новую идеологию развития села.

Кроме того, в Совете Федерации создается совет по социальным инновациям в регионах. Я буду его членом. Есть интересные инициативы в регионах, которые оказались успешными, но не транслируются дальше. Сейчас ведь социальная практика достаточно гибкая. В июне в Омске пройдет первый такой форум социальных инноваций, где будут впервые представлены практики государственно-частного партнерства в социальной сфере.

•В чем вы хотите быть чемпионами?

- Такое новшество предусмотрено в обновленном варианте закона о социальном обслуживании…

- Да, это новое направление, сейчас очень активно бизнес заходит в социальную сферу. Этим законом была изменена идеология соцобслуживания в России. Во-первых, да, открылись двери для прихода в эту сферу бизнеса и некоммерческих организаций. Во-вторых, изменились организационные и методические подходы. Ушло понятие «трудная жизненная ситуация». Появилось понятие «социальной сопровождение». Сопровождение подразумевает межведомственный подход. Здесь и медики, и психологи, и юристы, и служба занятости, и социальные работники. С человеком теперь работает не один соцработник, а пул специалистов, которые решают его проблемы комплексно.

- Некоторые опасения вызывает приход бизнеса в социальную сферу.

-На недавнем Гайдаровском форуме один эксперт в аутсорсинге хорошо сформулировал задачу: «Определите, в чем вы хотите быть чемпионом мира, а все остальное отдайте другим». В нашем случае мы должны учить детей, лечить людей. Убирать школы и больницы может любая клининговая компания.

- Это дешевле?

- Практика показывает, процентов на двадцать. Количество вспомогательного персонала колоссальное. В сельской местности бюджетные учреждения становятся местом трудоустройства. Если мы ставим задачу повышения эффективности и качества образования или медицины, то мы должны отказываться от тех непрофильных издержек, которые несем сегодня по обслуживанию помещений, содержанию огромного количества прочего персонала. Приезжаю в небольшой городок, интересуюсь: «Сколько у вас врачей?». 15. «А прочего персонала?». 123 человека. Во всем мире обслуживающие функции централизуются. Клининговая компания оказывает услуги всем школам города. Люди приехали, вымыли, уехали. Не нужно в каждой держать по несколько уборщиц. То же по питанию. Когда у нас один из городов области перешел на аутсорсинг питания в больницах, это привело к сокращению штата поваров и кухонных рабочих почти в два раза. Это то, что на поверхности. Понятно, что аутсорсинг - лишь один из элементов повышения эффективности.

•Где тут доллар?

- Ваш коллега по комитету Сергей Лисовский недавно предложил ввести продуктовые карточки. Советские талоны возвращаются?

- Нет, тут речь о другом. Мы все видим рост цен на продукты. У крупных торговых сетей есть негласная установка, что повышение цен от производителей не должно быть более 10 процентов. В итоге торговые сети не принимают подорожавший товар, и производители уже столкнулись с тем, что им приходится работать в убыток. Сегодня стоимость хлеба, например, выросла на 20 процентов. Потому что дорожает зерно, сахар увеличился в цене практически вдвое.

И вот появилось предложение, чтобы государство субсидировало тех людей, которые не в состоянии выдержать новую ценовую нагрузку. В том числе через продовольственные карточки. Такой опыт был реализован в двух префектурах Москвы. Малообеспеченным людям выдавались карточки на определенный денежный лимит и на конкретную категорию отечественных продуктов.

В итоге мы сохраняем рентабельность производства и бизнеса, в то же время не даем людям опускаться ниже прожиточного минимума.

- Вы сказали, что резко выросли затраты производителей на сахар и зерно. А почему, где тут доллар?

- Вот и мне задают этот вопрос. Проблема в монополистах, которые на этой ситуации просто богатеют. Это абсолютно необъективный рост цен. Нужно государственное регулирование цен в этом сегменте. И необходимо в целом корректировать политику в области сельского хозяйства. Сегодня процентные ставки по кредитам в 30 процентов могут просто привести к срыву посевной кампании. Должны быть изменены подходы к субсидированию сельского хозяйства. Регионы получают субсидию только на условиях софинансирования. Однако региональные бюджеты сплошь дефицитны, им просто неоткуда взять деньги.

Вообще, многие меры, которые были приняты Минсельхозом в ближайшей ретроспективе, очень сомнительны. Например, субсидирование молока только высшего качества. Оно очень ограниченно востребовано. Получается, что регионы в 11 раз меньше получают субсидий на развитие молочного животноводства. В стране в прошлом году произошло снижение производства молока на миллион литров. Мы по молоку сегодня не выходим на обеспечение продовольственной безопасности. Надо прямо сказать: сельское хозяйство недофинансировалось.

•Некомфортная площадка

- Как бы вы оценили нынешнюю роль и возможности Совфеда в системе принятия государственных решений?

- Совет Федерации - это палата регионов. Когда мы принимаем законы, то преломляем их через практику, которая складывается в субъекте Федерации, рассматриваем, в том числе их будущее влияние на субъекты. Кроме того, сенаторы всегда высказывают свою позицию по текущим вопросам, зачастую достаточно жестко. Мы себе можем позволить задавать острые вопросы в отличие от депутатов Госдумы.

Существует экспертный совет при председателе Совета Федерации В.И. Матвиенко. Через такие площадки с приглашением руководителей федеральных министерств многие вопросы, даже частные, решаются. К примеру, в последние дни работы в правительстве Челябинской области ко мне обратились мамы слабослышащих детей, для которых в течение полутора лет не решался вопрос замены речевых процессоров. Это первый вопрос, который я подняла в Совете Федерации. Валентина Ивановна дала поручение Минздраву и Минтруду, вопрос был решен. Причем решен не для одной нашей области, а в масштабах всей страны.

Кроме того, каждое заседание Совфеда начинается с Правительственного часа. Для представителей федеральных ведомств это довольно некомфортная площадка. Зато часть вопросов может быть урегулирована в ходе прямого диалога.

Вообще, с приходом В.И. Матвиенко практика работы Совета Федерации поменялась. Валентина Ивановна имеет опыт губернаторства, понимает суть жизни в регионах, поддерживает наши инициативы.

•Лоббисты Федерации

- Недавно Евгений Примаков, бывший премьер-министром после кризиса 1998 года, призвал искать резервы для выхода страны из кризиса в возвращении к принципам федерализма и децентрализации. Ваше мнение?

- Не один Е. Примаков говорит об этом, совсем недавно та же тема звучала в выступлении А. Улюкаева на Гайдаровском форуме. Сейчас все понимают, и это доказано научными исследованиями у нас и в Европе, что децентрализация повышает исполнительскую дисциплину и эффективность расходования бюджетных средств. Вопрос в том, что это может привести к росту неравенства доходов граждан и фактической сегрегации ряда регионов. Сегодня речь идет о том, как грамотно этот процесс скомпенсировать. Очевидно, что необходимо учитывать специфику территории, внедрять те программы и использовать те инструменты, которые выгодны регионам, а не навязаны сверху. Может быть, они и хороши сами по себе, но подчас подавляют инициативу на местах.

Сейчас, чтобы выйти из кризиса, нужно задействовать новые или, лучше сказать, хорошо забытые механизмы. Это децентрализация, ослабление фискальной политики, возможность субъектов Федерации включать региональные инструменты регулирования. Тема, очевидно, назрела.

- Считается, что сенаторы должны быть и лоббистами интересов своих регионов. У вас получается этим заниматься?

- Я в процессе обучения, но понимаю, что эта возможность есть. Четыре месяца я в Совфеде, тем не менее, два небольших вопроса удалось решить. Первый касался программы строительства детских садов. Область внесла изменения в договор с Минобром, чтобы выкупить уже имеющиеся объекты. Но поскольку это привело к удорожанию одного места, нам в подписании соглашения было отказано.

Были задействованы профильный комитет СФ и Минобр, наконец, вице-премьером О.Ю. Голодец принято положительное для нас решение. Встал вопрос об увеличении объемов госпитализации по программе ОМС. Мы встречались с директором федерального фонда, было дано согласие на то, чтобы пересмотреть нашу программу в сторону увеличения госпитализации в части онкологии и родов. По сути, речь опять же идет об учете специфики региона. Онкозаболевания ведут к госпитализации. А число родов у нас в области было в прошлом году выше, чем было заложено в базовой программе ОМС. Это имеет значение, потому что количество койко-дней и госпитализаций - это один из индикативных показателей программы развития здравоохранения.

В идеале стояли две задачи. В том числе получить дополнительные деньги. В конце года мы получили категорическое «нет»: шло секвестирование бюджета на 10 процентов.

Но теперь эта наша следующая задача, мы к ней вернемся по истечении полугода.

•Справка

Ирина Альфредовна ГЕХТ родилась в 1969 году в Щучьем (Курганская область). В 1992-м окончила исторический факультет ЧелГУ. С 2003 года член общественного совета при комитете по социальной политике Законодательного Собрания Челябинской области. В 2006-м избрана в Общественную палату Челябинской области. 28 апреля 2010 года стала первым заместителем министра социальных отношений Челябинской области, с февраля 2011 года возглавила ведомство. Предыдущая должность - заместитель председателя правительства Челябинской области. Кандидат педагогических наук. Воспитывает двоих детей.

VK31226318