«Астровитянкой» челябинского астрофизика Николая Горькавого заинтересовался Голливуд

«Астровитянкой» челябинского астрофизика Николая Горькавого заинтересовался Голливуд

Почему ученый так любит фантастику, как реализуется этот и другие проекты и еще о многих «почему», «зачем» мы попросили рассказать Николая Горькавого.

Николай Николаевич, сознавайтесь, что стоит в основе вашей любви к фантастическому жанру: желание расширить строгое научное поле деятельности, донести науку до каждого в занимательной форме? А, может, это отблески детского интереса, недостаток фантастики в реальной жизни или влияние характера?

Я – учёный до мозга костей. Тут ничего не поделать и ничего не изменить. Кости ведь не заменишь. Но я считаю, что долг учёного перед обществом – не только искать новые научные законы и закономерности, но и популяризировать науку, насаждать рационалистическое мышление среди людей, а также участвовать в воспитании умной молодежи и помогать готовить новое поколение исследователей.

Все мои занятия и даже хобби связаны или с наукой, или с её популяризацией, либо с образованием. Научно-фантастический роман – это прекрасное средство для пропаганды научных знаний и рационалистического мышления. Это доказали романы Жюль Верна, Обручева, Ефремова, Азимова и многих других представителей твёрдой научной фантастики, нередко, кстати, являвшихся учёными по совместительству.

Свой ЖЖ я веду в основном как средство популяризации науки. Даже метеоритное здание, которое я предлагал построить в Челябинске, - это тоже элемент научной популяризации, монументальное воплощение случившегося массового контакта между человечеством и космосом. Но челябинцы не поняли своего счастья и уникальности произошедшего события – даже грома, от которого вылетели стекла по всему городу, оказалось мало, чтобы пронять суровых челябинских мужиков.

Как-то вы отметили, что в мире наблюдается расцвет кинофантастики. Вам не кажется, что этот расцвет еще не дошел до России не только по экономическим причинам?

Фантастика – это отражение социального оптимизма. Интерес к ней растет из стремления заглянуть в будущее, из острого желания увидеть наяву воплощение смелых мечтаний – о космических полетах, о бессмертии или встрече с инопланетянами.

Этот социальный оптимизм общества Голливуд вовсю использует, снимая фантастические блокбастеры разной степени достоверности: от космических опер вроде «Стражей галактики», которые за два года собрали 800 миллионов долларов при бюджете в 200 миллионов, до твердой фантастики вроде «Марсианина», который меньше чем за год собрал более 600 миллионов при бюджете в 100. НАСА, кстати, всячески помогала этому фильму и пропагандировала его.

В России жанр научной кинофантастики пока в плачевном состоянии. Вот вышел в 2014 году «Вычислитель» - великолепные артисты Миронов и Чиповская, сюжет космический, спецэффекты приличные. Но при бюджете в 2 миллиона долларов, фильм и одного миллиона не собрал. Можно говорить о низком социальном оптимизме российского зрителя, но и сами создатели фильма тоже хороши – фильм-то мрачноватый, грязные герои всю дорогу едят каких-то головастиков, а в конце вообще ужас: герои спаслись, а их планета совсем загнулась. Деньги на сьемки, конечно, это важный фактор, но кому нужна фантастика, которая не рисует светлого будущего?

Не с этим ли связана ориентация экранизации «Астровитянки» на западного производителя?

Вы не поверите, но признаюсь как на духу: в делах экранизации и прочего продвижения своих книг - я человек очень пассивный. Я живу в лесу, работаю с людьми не от мира сего (то есть - с астрономами), практически ни с кем из экранно-литературного мира не встречаюсь и не тусуюсь. Я один раз проявил инициативу: в 2004-2010 моя основная научная работа позволила мне написать трилогию «Астровитянка», которую я постарался опубликовать. С 2011 года моя работа загрузила меня так, что уже на инициативы время не осталось.

Но «Астровитянка» оказалась столь успешной, что сама нашла себе друзей и втянула меня в целый круг проектов. Сюда относятся организация для меня «Астрелью» специальной серии научно-популярной книг «Библиотека вундеркинда». Я её и тяну изо всех сил, сдав в этом августе пятую книгу, которая называется «Электрический дракон».

Идея экранизации «Астровитянки» возникла сначала у одного российского продюсера – я с ней согласился и написал вместе с Татьяной Киця сценарий. Потом по рублю ударил кризис 2014 года – и планы российского продюсера расстроились. Тут нашелся спонсор, который предложил профинансировать перевод сценария и помочь с его продвижением в Голливуде. Я опять согласился, тем более, что Голливуд научился делать фантастические блокбастеры так, что их окупаемость практически гарантирована.

Видите – я плыву по течению, соглашаясь на то, на что меня толкают другие. Так было и с переводом книги на английский, и с созданием аудиокниги. В ответ на инициативы других, я делаю свою часть работы, а дальше снова полагаюсь на них - на друзей «Астровитянки» и на их энтузиазм.

Итак, вашей книгой заинтересовались в Голливуде. Расскажите об этом, пожалуйста, с самого начала.

Прошлой осенью начался процесс движения сценария «Астровитянки» в Голливуд. Замечательный человек из Лос-Анджелеса – конечно, читатель «Астровитянки», как и его дети, - оплатил перевод на английский язык готового сценария. Над переводом работали два переводчика – из Питера и из Дании - и весной 2016 года они закончили работу. И человек из Лос-Анджелеса сделал умный ход – он отправил сценарий своему знакомому в Голливуде.

Знаете, что самое трудное в продвижении такой книги как «Астровитянка», да и, наверное, любой другой? Трудно найти человека в издательстве или в кинокомпании, который бы взялся её прочитать. Это совершенно одинаковый закон и в России, и в Америке и по всему миру. Ты отправляешь рукопись издателю – а он её даже не открывает, судит по её уровню по названию, жанру, приложенному письму – ведь он так чертовски занят!

Когда «Астровитянка» была опубликована в России? Когда мой литагент принес её на стол главному редактору «Астрели» Александру Прокоповичу. Прокопович прочитал (это ключевое слово!) её сам – и смело опубликовал.

Я считаю, что книгу нельзя продавливать и навязывать – она должна пробиваться сама, если она хорошая. Но для этого её хоть кто-то должен прочитать!

С Голливудом произошла та же история – сценарий, по рекомендации моего калифорнийского спонсора, был прочитан влиятельным голливудским профессионалом. Судя по всему, он запал на эту историю: написал детальнейший отзыв с кучей советов и стал обсуждать «Астровитянку» среди своих знакомых. Я считаю, процесс пошел – дальше моя маугли должна пробиваться самостоятельно.

Но есть важный компонент продажи сценария, который требует дополнительных усилий. Это сторибоард – серия концептуальных рисунков, дающая принципиальную визуализацию будущего фильма.

Несколько месяцев назад ко мне обратилась группа самодеятельных компьютерных мультипликаторов – мол, разрешите сделать пробный мультик по «Астровитянке». Я разрешил и даже набросал им сценарий – с таким расчетом, чтобы кадры этого мультфильма можно было использовать как сторибоард. Но сорвалось - явно не потянули ребята. Потом молодой художник взялся за сторибоард – но тоже не смог, не хватило профессионализма.

Наконец, мне удалось привлечь в проект сразу двух художников - Новиту и Владимира Закатовых из Миасса. Они создали целых два сторибоарда. Владимир сотворил с помощью компьютера впечатляющий мир космического блокбастера – со стреляющими кораблями, планетными пейзажами и гонками вокруг Луны. Он справился и с задачей изображения романтических взаимоотношений между главными героями. Новита работала в традиционной технике рисования – у неё прекрасно получились лица героев, их эмоции и переживания.

Я предполагал отобрать лучшие рисунки из каждого набора, а потом понял, что это невозможно. Поэтому получились два отдельных сторибоарда – смотришь каждый из них и видишь всю историю, причем с разных точек зрения. Моим голливудским литагентам оба сторибоарда очень понравились.

Сейчас в проекте экранизации «Астровитянки» участвуют около десяти человек – литагентов, спонсоров, переводчиков и художников. Поэтому я смотрю на перспективу экранизации гораздо оптимистичнее, чем раньше. В свете прошедших профессиональных обсуждений, я работаю над новой редакцией сценария. 5 сентября я эту новую редакцию отправил своим переводчикам. Финальный вариант должен быть готов в конце сентября, после чего он, вместе со сторибоардами Владимира и Новиты, пойдет двигаться дальше в глубины Голливуда.

Чтобы поставить логическую точку на теме сторибоарда, мы пообщались с их исполнителями - Закатовыми.

Владимир, вы прежде имели такой опыт?

Сториборд влетел в мою творческую жизнь неожиданно, как… Челябинский метеорит. Ничего подобного ранее не приходилось делать ни в роли художника, ни в роли дизайнера. Не скрою, вначале крепко задумался: стоит ли браться? Николай Николаевич меня подбодрил доброжелательными отзывами на первые пробные работы и предоставил полную творческую свободу: работай в любом из жанров (кистью, ручкой, пером, на компе – как понравится).

Я выбрал компьютерную графику. Потом подключилась мама. Представляете, она устроила творческое соревнование! Сказала: ты делай свою часть работы, а я параллельно буду рисовать свои рисунки (перышком и тушью, углем). Это было неожиданно.

Мне стало интересно, и я включился в «соревнование». Мама, изучившая сценарий, пересказывала мне увлекательную историю, обращая внимание на главное и детали. Много рассказывала об авторе, его работе, творчестве. Словом, зажгли они меня своим энтузиазмом. Когда закончил последний рисунок, стало даже непривычно «тихо». Настолько погрузился в процесс.

Доволен ли результатом? А какой художник доволен на 100 своими работами? Это был уникальный опыт. Я благодарен судьбе, что она познакомила меня с удивительным человеком. Кстати, работая над данным проектом, я много нового и полезного узнал.

Новита, как вам дался ваш сторибоард?

И легко и сложно. Не строю иллюзий по поводу значимости своего вклада и качества работ. Как художник я всего лишь любитель, однако, работала с величайшим энтузиазмом. Спасибо Горькавому и… Челябинскому метеориту, который «познакомил» нас. У этого человека есть чему поучиться.

Николай Николаевич, что дальше: поиск спонсора?

У меня есть спонсоры на подготовку сценария. Но спонсор на 100 миллионов – это нереально, да и не нужно. Голливуд сам богат и экранизирует немало сценариев. Кинокомпании сами инвестируют деньги в фильмы, и сами же получают от них прибыль – причем на фантастических блокбастерах эта прибыль просто фантастическая, достигающая многих сотен миллионов долларов.

В тот момент, когда ознакомившись со сценарием, голливудские специалисты запросили вашу книгу, вам, вероятно, сразу стало ясно: зацепило, не исключен сериал?

Оценивая перспективность сценария, голливудские профессионалы учитывают как плюс возможность продолжения фильма. Поэтому я рассматриваю как положительный признак то, что вместе со сценарием у меня запросили синопсис, то есть краткое описание всех трёх книг «Астровитянки», а также первую переведенную книгу целиком. Понимаете, в Голливуде тоже работают родители, у которых есть дети-подростки. В истории об умной и самостоятельной девушке есть большой воспитательный потенциал, это модель поведения, которая редко встречается и высоко ценится.

В чем была главная трудность при подготовке сценария?

В том, что вам нужно из пятисотстраничной книги создать сто страничный сценарий. Плюс сместиться на визуализацию. Плюс описать все сцены так, как полагается по стандартам голливудской киноиндустрии. Для изучения этих стандартов мне даже пришлось купить специальную книгу «Библию киносценариста».

Коммерческое кино требует плотности действия, чтобы зритель не скучал. Я даже компьютерную программку написал, которая выдала мне график распределения «боевых эпизодов» по моему сценарию. Последовательность эпизодов должна быть четко выверена – поэтому, я написал полсотни карточек с эпизодами – и раскладываю их по столу, охватывая одним взглядом весь сценарий, и раздумывая – куда вставить новую шестеренку, чтобы действие захватило зрителя.

Фактически пришлось освоить новую профессию. Так как главным киносценаристом выступаю я сам, то я старался сохранить и интеллектуальный заряд книги, и динамику сюжета. И, насколько я могу судить, история про умную энергичную девушку отвечает духу времени и запросам Голливуда.

Вы эту девчонку выдумали или есть прототип?

Выдумал, вернее - собрал из тех элементов, которые, как я полагаю, должны быть в главном герое такой книги: смелость, интеллект, стремление изменить мир к лучшему, оптимизм.

Ваша героиня Никки борется за справедливость и пытается защитить лучшее, что есть в мире. Вы вложили в нее свои потаенные желания - мечты, русский характер, западный идеал, может, это «микс»?

Пожалуй, это действительно смесь. Быть спасителем мира – это очень по-русски, а вот внимательно рассчитывать и планировать свои действия – это прямо-таки немецкая педантичность.

Похоже, проект «Астровитянка» начинает завоевывать Россию: книгу раскупают в Интернете, недавно аудиоверсия появилась и она пользуется спросом…

Да, проект «Астровитянка» активно развивается и в России. Сейчас готовится пятое издание книги с прекрасными иллюстрациями художника Дмитрия Никулушкина. Благодаря спонсорской помощи московского бизнесмена Максима Волошина, ещё одного увлечённого читателя «Астровитянки», в августе поступила в продажу аудиоверсия первого тома (для удобства его разделили пополам), изумительно начитанная заслуженным артистом России Владимиром Левашовым, который начитывал и Шекспира, и Стругацких. В сумме - 20 часов удовольствия! Судя по началу продаж, слушатели, особенно – автомобилисты, активно закупают книгу – ведь впереди осенние пробки, нужно же как-то поддержать оптимистичный настрой.

Если «Астровитянка» будет экранизирована, где увидят фильм?

Фильм будет показан и в России, и по всему миру.

И что этот фильм «скажет» миру?

Что этой грустной планете нужны благородные и сильные герои, их не нужно ждать с иных миров, их надо воспитывать здесь.

Удивительно, но до сих пор ни одно министерство образования не догадалось или не захотело включить эти научные сказки в учебные программы. Недооцененность вашей деятельности по популяризации науки не бьет по рукам?

Я лично делаю, все что могу – и дальше стараюсь не переживать. У моих научно-популярных книг десятки тысяч читателей – мне этого достаточно для спокойствия. Как я уже говорил – я человек пассивный, мои книги должны пробиваться сами - конечно, при поддержке читателей.

Николай Николаевич, чем что «подзаряжается» - ваша научная деятельность творчеством или творчество наукой?

Сначала моя наука питала мою фантастику. А потом пошел обратный процесс – особенно, когда я стал писать научно-популярные книги про учёных и их открытия. Я, получив значительный опыт историка науки, стал смотреть на научное сообщество другими глазами. Мне стали видны в нём всякие пружинки и шестеренки – и это помогает в научной работе, которая заключается не только в получении какого-то научного результата, но и его продвижения в научное сообщество.

Многие разуверившиеся в силе слова, признают верховенство лишь науки, в ней видят мессию и миссию…

Человеческое общество отличается от пчелиного улья или колонии муравьев принципиально только одним – разумом. Разум, применённый к строительству жилищ, сбору урожая и прочим жизненно важным делам, породил ещё один феномен, невиданный в животном мире – науку. И я верю, что именно наука, правильно организованная и используемая, спасет этот мир от вполне вероятной катастрофы.

Научное моделирование и предвидение играет роль зрения у общества. Слепое общество рано или поздно свалится в какую-нибудь пропасть.

Ozherele-mebel.ru мебель в Ожерелье

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318