EUR 89.15 USD 78.94

Как помочь поколению подростков «в зоне риска»

Как помочь поколению подростков «в зоне риска»

Леденящие кровь факты. О них сообщали уральские СМИ. Школьники более получаса избивали 13-летнюю Полину Кузьмину. Подкараулили возле дома, сбили с ног, пинали ногами по голове и телу. Сломали челюсть.

В Златоусте 14-летний подросток жестоко избил сверстника в детском загородном лагере «Горный». У пострадавшего перелом височной кости и ушиб мозга. Парализована правая часть тела.

Под городом Коркино на железнодорожных путях между поселками Роза и Курочкино найдены убитыми двое мужчин. Их забили палками и камнями двое подростков 14 и 17 лет. В поселке Тургояк Челябинской области 15-летний школьник убил ножом мать и серьезно ранил отца...

Что ни день, то очередная «страшилка» из жизни подростков. Целое поколение в зоне риска. Как ему помочь? За ответом на этот вопрос я пошел к президенту Союза охраны психического здоровья, врачу-психиатру, наркологу, эксперту международных проектов в сфере профилактики наркомании, развития форм междисциплинарного и межсекторного взаимодействия в сфере здравоохранения и социальной защиты населения Наталье ТРЕУШНИКОВОЙ.

- Наталья Валериевна, мы теряем целое поколение. Это не преувеличение?

- Судите сами. По данным Всемирной организации здоровья, депрессии отмечены практически у каждого пятого подростка. Примерно 20 процентов имеют психические расстройства, из которых около половины начинаются в возрасте до 14 лет. Среди наркоманов подростки составляют 70 процентов. В России один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов…

- Век стал агрессивнее? Время так прессует молодежь? Ощущение, что целому поколению в обязательном порядке ввели инъекцию «озверина».

- Высокой эмоциональности, а зачастую и излишней агрессивности способствуют бурные гормональные изменения в организме подростков. Вообще, у каждого человека есть агрессивные реакции, но не каждый способен их обуздать. Если внутренние механизмы сформированы социумом, то это выражается совсем по-другому. Человек живет либо по заповедям, либо по установкам, сформулированным большинством общества. Когда в социуме нет базисных основ, человек выражает себя спонтанно, как порыв. Чем меньше в обществе базисных морально-этических устоев, тем оно более агрессивно.

Подростки, как правило, не умеют справляться с собственной агрессией. Не умеют направить ее в мирное русло. Человек живет в социуме. Если у человека нет неких внутренних ограничений, привитых этим социумом, он ведет себя инстинктивно, почти как животное.

- А вообще возможно научить подростка управлять своими эмоциями, что называется, вопреки собственной природе?

- Можно научить детей переводить острую ситуацию в конструктивное общение, не дать ей перерасти в конфликт - с дракой и последующей конфронтацией. Вот вам пример из личной жизни. У меня трое детей. Я провела дома эксперимент. Как-то объявила детям: все, мои дорогие, живем без правил, каждый делает все, что хочет. Даешь анархию! Дети ликовали два-три дня, а потом начались конфликты. Как поделить игрушку? Присвоить сильному или отдать младшему? Как разрешить конфликт? Дракой? Не получается. И договориться не получается. Дня через три дети пришли ко мне и сами попросили - мама, мы не хотим анархии, мы хотим жить по закону.

Можно доступными средствами донести до детей, что правила нужны не для того, чтобы их наказывать и ограничивать, а для того, чтобы им, детям, помогать. Помогать расти и развиваться, разрешать спорные ситуации. Подростки склонны к противостоянию, к протестным формам поведения. На любое наше черное они говорят белое, а на белое - черное. Для того чтобы не возникало ситуаций конфронтации с взрослыми, надо опуститься на уровень подростка.

- Вы сами только что сказали, что у подростков сильны протестные настроения. Далеко не каждый подросток, тем более подросток «трудный», из неблагополучной семьи согласится с тем, что некий психолог станет «учить его жить».

- Да, вопрос непростой. Тем более что на разговор с психологом необходимо письменное согласие родителей. Зачастую родители не хотят общения детей с психологом. Я сталкивалась с тем, что в классах, в школах бывают затянувшиеся конфликтные ситуации, травли коллективом одного или двух детей, а родители запрещают психологу вмешиваться, убежденные, что конфликт рассосется естественным путем. А он не проходит сам по себе. Ситуация травли может довести и до суицида, и до формирования психической патологии, затянувшихся неврозов… До ухода в ранний алкоголизм, прием наркотиков, полного погружения в мир гаджетов, электронных игр…

Это страшные последствия затянувшихся стрессовых ситуаций. Вместо того чтобы разрешить профессионалу включиться в проблему и помочь разрешить ее, родители запрещают психологу это делать.

- Как быть, если родители в оппозиции?

- Мы разработали профилактические программы «Здоровое поколение», по которым профессиональные психологи обучают подростков, а уже обученные подростки ведут занятия со сверстниками. Это общение другого уровня - сверстника со сверстником. Они говорят на одном языке.

- Как это выглядит на практике?

- Все очень просто. Сначала мы собираем психологов школ и обучаем их. У нас есть учебник с полным пакетом всех материалов. Большая базисная информация, написанная на их профессиональном языке. Мы рассказываем, что такое волонтерские и тренерские программы для детей, как они сформировались в мире, как это работает. Вся информация разбита по блокам, чтобы удобнее было пользоваться. Мы обучаем тренингу и технологиям. Тренинг - это игры. Ребенок не сидит за партой, а бегает, прыгает, устраивает мозговые штурмы…

Мы провели конкурс и получили из регионов колоссальное количество авторских работ, адаптированных для наших детей. Есть методики, рожденные в России.

Обучаем школьных психологов два-три дня. Программа рассчитана на учеников восьмых классов. Восьмой класс наиболее оптимальный для наших опытов - дети еще не сдают тяжелых экзаменов, но уже достаточно взрослые, самостоятельные, готовые обучаться. Мы собираем наиболее активных ребят. И необязательно «правильных отличников». Приглашаем и негативных лидеров, к мнению которых в классе прислушиваются.

Во время игры формируется коллектив из ребят самых разных социальных слоев. Между ними возникает некая коммуникация. К слову, «трудные подростки» даже становятся лучшими тренерами, чем отличники. Негативный лидер эмоционально более насыщен.

В эти игры невозможно играть, если ты не владеешь определенной информацией. Это не ручеек, догонялки или прятки. В этой игре усваивается информация. Отрабатываются навыки. Когда дается некая провокационная ситуация, и ребенку предлагают сделать выбор. Допустим, ему предлагают выпить или попробовать наркотики. У него есть возможность отыграть эту ситуацию. Проиграть ее, понять, как себя вести. Если ребенок не обладает знаниями, которые ему должны быть даны, он не сможет это сделать.

- Алкоголь и наркотики - это очень серьезно. Но чаще подростка ставят в тупик куда более прозаичные вещи…

- Конечно, мы говорим с ребятами не только об экстремальных ситуациях, хотя именно они уносят жизни подростков. Мы говорим с ними и о более тонких вещах. О взаимоотношениях со сверстниками, родителями, учителями… Как выйти победителем из конфликта не в драке, а без нее? И выйти победителем, да еще и с бонусами в глазах сверстников, а не с фингалом под глазом. Наши программы учат ребенка видеть будущее, пересмотреть свое отношение к миру. Обученные волонтеры идут в свою среду, идут в классы. Занятия проходят раз в неделю в формате классного часа. Классные часы есть в расписании всех школ, но часто они такие скучные, что на них никто не хочет идти. Если классный час проходит интересно, на него идут с удовольствием.

- Наталья Валериевна, коротко - какова стратегическая цель Союза охраны психического здоровья?

- Объединить специалистов различных отраслей, которые на первый взгляд никаким образом не связаны, но, тем не менее, нацелены на помощь в сфере психического здоровья. Это не только врачи, психологи, но и педагоги, социальные работники, деятели культуры и искусства, спортсмены, а также волонтеры общественных организаций, участвующих в сохранении психического здоровья людей. Союз должен объединить их в единый организм, который работает слаженно.

VK31226318