Переживёт ли 90-летие санаторий «Кисегач»?

 Переживёт ли 90-летие санаторий «Кисегач»?
Тем более что они названы одним топонимом - Кисегач. Курорт Кисегач - это территория к северу от города Чебаркуль, на которой расположены несколько санаториев, - «Еловое», «Утес», «Сосновая горка», другие, в том числе и санаторий «Кисегач».

Санаторий «Кисегач» крупнее остальных, тем не менее, он - часть курорта Кисегач.

Автономия санаториев не является полной, потому что все они (почти все) связаны единой инфраструктурой курорта. Имеется в виду подача воды, отведение и очистка сточных вод, снабжение электричеством, объекты общего благоустройства.

Полная автономия принадлежит самому курорту Кисегач, который задуман как единое целое. Чтобы различать одноименные курорт и санаторий, название последнего, в нашем случае, закавычено.

Еще одно замечание, которое требует предварительного пояснения. Отдых на природе (рекреация) и лечение на природе (долечивание) - понятия смежные, но не одинаковые. Их нельзя путать.
Что касается санатория «Кисегач», то он предназначен для долечивания больных, страдающих от тяжелых, опасных для жизни заболеваний кровеносной системы. Отдых для таких людей - понятие условное. Пребывание на природе для них не удовольствие, а условие выздоровления, возвращения к жизни.
А для самого санатория «Кисегач», строго говоря, рекреация - не на первом плане. Это надо иметь в виду тем, кто в санатории настроен на то, чтобы насладиться «чистым» отдыхом.

Теперь же - о самом санатории «Кисегач»: беседа с его главным врачом В.И. Сорокуном.

- Валерий Иванович, в будущем году у санатория юбилей, как я понимаю, уже началась подготовка к нему. Расскажите, пожалуйста, о главных вехах санатория «Кисегач» на его пути в 90 лет.

- Я начну с того, что санаторий «Кисегач» - одна из первых здравниц страны.
Начало ему было положено в далеком 1926 году. Уже тогда было выбрано место - как раз там, где он расположен и сейчас. Уже тогда была оценена особая аура этой территории - на перешейке озер Кисегач и Большой Теренкуль.
Санаторию было выделено 67 гектаров земли. Первоначально здесь построили деревянные дачи с печным отоплением. Все благоустройство заключалось в пешеходных тропинках между дачами. Появились беседки, пляж, солярий.

- Санаторий был создан буквально через несколько лет после гражданской войны, после ряда голодных лет.

- Да. Цель была одна - оздоровление людей. А критерий успешности в тот период состоял в том, сколько килограммов веса человек набрал за время пребывания в санатории. Люди были буквально истощены.

Здравница работала совершенно автономно. Ей была отведена хозяйственная зона, где держали скот, выращивали овощи, пекли хлеб. Все было свое. Натуральное хозяйство.

Чуть позже, в 30-е годы, в здравнице начали осваивать некоторые процедуры, имевшие медицинское содержание. Какие? Уже тогда ориентировались на использование природных лечебных факторов, прежде всего, лечебной грязи озера Боляш. Как потом подтвердилось, эта грязь оказалась очень эффективной.
В 1941 году, с началом войны, санаторий был преобразован в эвакогоспиталь 3120. Сюда приехала группа видных врачей, хирургов, нейрохирургов. Здесь оперировали раненых в голову и грудь. В те годы санаторий спас сотни жизней советских воинов. Многие после лечения возвращались на фронт.
Важно подчеркнуть, что многие специалисты госпиталя остались здесь работать и после победы. В каком-то количестве здесь «застряли» и бывшие раненые, те из них, наверное, которым некуда было возвращаться, пока на западе шли бои. Эти люди составили костяк нашего коллектива, они же заложили его традиции, которые мы храним до сих пор.

- Что вы имеете в виду?

- Выскажу мысль, которую я вынашиваю за годы работы в медицине. Мы привычно повторяем эти слова - «медицинская помощь». А что такое медицинская помощь? Она - именно помощь, но никак не услуга, как теперь принято говорить.

Какая же это помощь? Это помощь, основанная на сострадании, соучастии и даже на самопожертвовании. Это высоко чтимое и высоко благородное действо. И не случайно оно возводилось в ранг искусства - искусства врачевания.
- И вы знаете годы, когда практиковалась такая медицинская помощь?

- Вот именно. Это - советские годы и это здравоохранение тех лет. Оно было основано на тех принципах, о которых я сказал только что. То есть на классических медицинских принципах. На профессионализме, на сострадании и соучастии. Мы тогда говорили о народной медицине, о медицине для всех. Для народа. Она была не бесплатной для больных, финансировалась из социальных источников государства.
- И эти же принципы годились и для санаторной практики?

- А что такое санаторий? Это медицинская организация, которая использует природные лечебные ресурсы. Природные факторы - это грязи, минеральные воды, рапа, а условия - микроклимат, обстановка, которая характеризует какую-то природную территорию. Все это вместе является той оздоровительной жизненной средой, которая, при ее профессиональном использовании, обретает не только оздоровительное, но и лечебное значение.

Курорт - это территория, подготовленная для комфортного пребывания. Если взять наш санаторий, то у нас прекрасный микроклимат, сочетающий влияние леса, воды, воздуха, почвы. Характеристики этого климата санатория «Кисегач» не то что предполагаются, а они научно изучены и объяснены.

- Важно, чтобы такие благоприятные условия сохранялись без потерь. Не означает ли это, что и санаторные методики консервативны?

- Нет, не означает. Высокие технологии коснулись не только методов лечения в клиниках.
Если, например, в федеральном кардиоцентре проводятся уникальные операции на сердце, то мы обязаны работать на том же уровне. Операция - только часть дела. После операции больных везут к нам, в санаторий. И у нас, на этапе восстановления, помощь должна быть такой же высокотехнологичной, как в федеральном центре. Без нашего этапа успеха не будет. Человек не сможет вернуться к нормальной жизни, а скоро угаснет. Мы именно возвращаем к жизни. И добиваемся этого только с помощью природных факторов. Суть в этом.
Наш санаторий призван оказывать помощь тяжело заболевшим. Это для них - спасение. Отдых и долечивание - это разные вещи. Отдых у нас не на первом плане.

Не секрет, что у нас теперь медицинскую помощь превратили в платные услуги, едва ли не в товар. Это, к сожалению, коснулось и курортной медицины.

- Валерий Иванович, что такое санаторий «Кисегач» сегодня? В каком состоянии он пребывает?

- Это высокопрофессиональное медицинское учреждение, один из десяти первенцев в Советском Союзе, где начала осуществляться кардиологическая реабилитация. И сегодня этот профиль сохранен.

- Но как он живет? Все хорошо? Все плохо?

- Главное, что нужно сегодня сказать, но уже с сожалением, что весь славный путь служения людям сегодня обесценивается и разрушается. И вина в том - чиновников от здравоохранения. Это неправдоподобно и невообразимо, но именно это происходит на протяжении уже двух десятилетий.
Курорт Кисегач фактически разрушен. Несмотря на то, что это - государственная структура, защищенная государственными законами. И в нарушение законов земля на этой территории продается, перепродается и уже продана частным лицам. Аналогично курорту Увильды, территория которого фактически продана.
- Все эти напасти не обошли и ваш санаторий? Или он стоит обособленно?

- Наш санаторий пока держится, но, можно сказать, в осаде. Мы долечиваем значительно меньше больных, чем в советские годы. Попасть к нам после инфаркта или инсульта непросто: количество путевок сокращается. Сокращаются и сроки пребывания больных у нас.

Сотни людей остаются без нашей медицинской помощи. Но мы как-то сводим концы с концами. А санаторий «Еловое» уничтожен. Как и «Утес», как и «Сосновая горка».

В свое время наш санаторий незаконно был признан собственностью профсоюзов. И таким образом фактически был исключен из состава государственных здравниц. Это - «заслуга» региональной власти, при отсутствии должной координации на федеральном уровне.

Надо сказать прямо: взят курс на уничтожение санатория «Кисегач».

- Валерий Иванович, нужны доказательства.

- Доказательства? Я устал их приводить. В процессе приватизации на основе изданных тогда законов государственные предприятия и организации, в том числе и медицинские, переводили в другие формы собственности.
Мы стали арендным предприятием. Собственно, выбор был невелик. В аренду нам было отдано все, что тогда имел санаторий. А остальное, то есть курортную инфраструктуру, от нас «отрезали». Судите сами: санаторий может функционировать только в комплексе всего курорта. А его отрезали от комплекса. Из системы вывели.
Механизмы разрушения - изощренные. Они взяли и продали всю территорию курорта Кисегач. А это 5,6 тысячи гектаров. Нет курорта. Как и не было. Они зарегистрировали только наши 63 гектара, то есть изначальный землеотвод санатория «Кисегач».

Почему они это сделали? Потому что мы не сдавались. Сопротивлялись. И не дали продать себя. И что дальше? Они нас сразу обложили оброком на землю. Нас принудили платить за государственную землю. А это большие деньги. Мы, с трудом, но платим. А ведь земельный оброк неизбежно ложится на стоимость путевки, на все остальные нужды. Это такое своеволие, которое и вообразить нельзя.

Дальше - больше. Они одну за другой предпринимают попытки проникнуть на нашу территорию, построить на ней свои частные здания. Например, ищут так называемые бесхозные объекты, которые можно снести и что-то построить на их месте. А потом продать на аукционе частнику. Правда, их никто пока не купил, потому что люди понимают, что это - спорная территория.

- Короче, все сводится к тому, что курортный комплекс, который питал несколько здравниц, теперь разрушен. А самостоятельно санатории обходиться не могут.

- Да, это парализует их деятельность. Смотрите: в «Еловом» очистные сооружения продали. Продали и котельную, но - как? Котельную продали одному, оборудование - другому… Концов не найти уже. Не понять, что кому принадлежит.

- И что? Теперь на территории курорта не осталось ни одного государственного санатория?

- Осталась одна здравница - «Сосновая горка». Но у нее только вывеска государственная. Остальное продано.
- Значит, повторю, чтобы все знали: федерального курорта Кисегач уже не существует? - Да. Его уничтожили.
- Валерий Иванович, а что, если сравнить наши здравницы и санатории соседей, например, Башкирии?

- Давайте сравним. Я скажу вам так: весь реформенный период руководство Башкирии, да и Татарстана, сделало все, чтобы здравницы сохранить и дать им новый импульс для роста. В итоге они остались государственными, финансируются за счет средств государственного социального страхования. На сегодня их состояние вызывает восторг. Понимаете? Вот и все. И когда наши люди туда приезжают, убеждаются в этом.

- Мы безнадежно отстали от них?

- Скажу вам так. Дело не в том, чтобы человек, который отдыхает в санатории или в нем долечивается, принял как можно больше процедур.
Наш санаторий - не коммерческая структура. Мы призваны помочь людям, которые серьезно заболели. Наш имидж, как реабилитационного центра, на очень высоком уровне. У нас нет роскоши, но есть профессионализм.
Да, здравницы Башкирии выглядят лучше наших, но в них вложены другие деньги. А нашему «Кисегачу» дают минимум, да и тот стремятся усечь. Нам не дают, а у нас отнимают. Откровенно ставят на грань выживания.

Однако, несмотря ни на что, наша задача, дело нашей чести - пресечь это мошенничество и возвратить здравницы народу.

PS. До своего 90-летия санаторий «Кисегач», пожалуй, доживет. А что дальше? Конец истории?
мебель на заказ Черноголовка

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

перевод военного билета в Нижнем Новгороде
VK31226318