Вячеслав Кузнецов: «Сегодня нет запретных тем истории»

Вячеслав Кузнецов: «Сегодня нет запретных тем истории»
Рособрнадзор подвел итоги исследования «Портрет учителя истории в современной России». Для масштабного изучения профессиональных компетенций было опрошено около 6 тысяч преподавателей. Эксперты уверены, что это поможет выявить проблемные зоны. Совместно с регионами будут разработаны рекомендации по совершенствованию процесса переподготовки педагогов.
Об особенностях преподавания отечественной истории в школах мы беседуем с заведующим кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО, руководителем «Ассоциации учителей истории и обществознания», кандидатом исторических наук Вячеславом Кузнецовым.
- Новость о завершении «портретного» исследования до нашей встречи я просила прокомментировать многих учителей истории. Не согласился ни один. Чего испугались?

- Не знаю… Мне кажется, наоборот, учителя истории всегда самые смелые и передовые. Я не думаю, что они чего-то испугались. У нас постоянно происходят какие-то изменения не только в преподавании истории, а в целом в обществознании. И даже это учителей не пугает. Требования меняются, и они очень жесткие. Принят документ - профессиональный стандарт педагога.

Было время, когда государство уходило от образования, но теперь оно уделяет пристальное внимание этой сфере. Если раньше надо было знать «Закон об образовании», права ребенка (и их не нарушать) и свой предмет, то теперь учитель должен быть еще и психологом, работать и с одаренными, и с трудными детьми. Разработан историко-культурный стандарт - это новая страница в преподавании истории, в его осмыслении. Подготовка учителей - важная задача. Почему уходят от ваших вопросов?.. Ну не разобрались, видимо, пока. Надо ведь не только саму концепцию прочитать, но и подумать, как это на каждом уроке может быть реализовано.

- В чем суть нового историко-культурного стандарта?
- История вообще знаковая область знаний. Учитель говорит с детьми, но, по сути, обращается он и к родителям, к дедушкам и бабушкам. Цель историко-культурного стандарта зачастую формулируют грубо - внедрение в преподавание истории патриотических стереотипов. Это все есть, конечно, и в истории всегда было. Но ведь наука не стоит на месте. Происходят открытия, в том числе и археологические. Например, «Аркаим» - уже признанный научный факт, и проводимые исследования должны находить отражение в содержании учебника.
В свое время мы какие-то белые пятна «закрашивали», но сегодня нет запретных тем. Накоплен большой материал, который осмысливается историками и который тоже должен найти свое отражение в преподавании предмета. Историко-культурный стандарт согласовал подходы академических ученых и педагогического сообщества. Когда обсуждалась эта концепция, были также специальные обращения к ветеранским организациям и к религиозным объединением. История и культура религии мало освещались, а для нынешнего периода это очень актуально.

Есть необходимость обратиться к первоисточникам и согласовать позиции. В итоге впервые мы получили «общественный договор», который устраивает всех. При этом у нас остается вариативность в учебной литературе. Одно время она была даже слишком большой - по истории было больше 200 учебников. Возникла необходимость на это посмотреть с учетом реалий сегодняшнего дня, ответить на вызовы и реализовать социальный заказ современного общества.

- Единый учебник не значит единственный?

- Безусловно. Это было бы нереально. Существует единая концепция учебно-методического комплекса, в соответствие с которой проводилась экспертиза ныне действующих учебников. Ни один из них не был утвержден и не вошел в новый федеральный перечень! В результате учебники, изданные в 2014 - 2015 годах, мы уже называем старыми. Были рекомендованы к использованию только три «линейки»: издательства «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово». И речь тут не о борьбе авторитетов, проверка была проведена именно на соответствие современной концепции отечественной истории (учебники для 6 - 10-х классов).

Теперь у нас единственного учебника нет, но есть три варианта, соответствующих требованиям. Учебники реально разные. Важна не только политическая история, но и культурная составляющая. Она должна послужить основой нашей национальной идентичности, которую мы детям прививаем на всех уроках. На очереди - всеобщая история. Сегодня очень мощные закулисные баталии идут, к слову, по этому поводу.

- А вы можете нарисовать портрет учителя истории?
- Сложно сделать это однозначно и категорично. Говорят, средний возраст учителя математики в Челябинской области 64 года. Мне кажется, учителя истории более молодые. Сейчас вообще много приходит в школы молодежи, и чтобы устроится учителем истории, выпускнику вуза нужно еще побегать, поискать место. Но даже если человек в возрасте… История - такая наука, что сидеть на месте не получится. Все время нужно реагировать. Если сегодня новости не посмотрел, завтра ты уже некомпетентен, а послезавтра - профнепригоден.
Постоянно нужно быть в курсе последних событий, хотя вроде как история сегодняшний день не изучает, это сфера обществознания. Среди учителей истории немало мужчин. Кстати, сейчас, анализируя ЕГЭ, мы можем сказать, что лучше сдают историю и географию именно мальчики. Само содержание предметов, видимо, больше ориентировано на мужской склад ума. А вот по обществознанию лучше результаты у девочек.

Согласно исследованию, каждый четвертый учитель нуждается в дополнительном повышении квалификации...Это говорит лишь о том, что учителя хотят соответствовать реалиям и испытывают постоянную потребность в получении знаний. Готовность повышать квалификацию похвальна.

- А как усовершенствовать этот процесс?

- Сейчас есть разные формы: дистант, очно-заочное обучение, очень актуально неформальное повышение квалификации на основе самостоятельной методической работы учителя, стажировки в наших школах и за рубежом. В историко-культурном стандарте существует раздел «20 трудных вопросов истории». На них нет однозначного ответа, требуются дополнительные исследования, научные и общественные дискуссии.

Например, «Исторический выбор Александра Невского». Согласитесь, нельзя говорить о том, что подчинение ханам Золотой Орды было единственно правильным решением. Это не только предмет профессионального исследования, но еще и моральный выбор. Или «Оценка СССР в условиях холодной войны», если о ХХ веке идет речь. Или Афганистан. В учебнике только факт: ввели войска, через 20 страниц - вывели. А за этим - людские судьбы, мамы, до сих пор оплакивающие своих сыновей. Тоже нужно подумать, каким образом это описывать в учебниках и как учителя должны подавать тему.

- Зарубежные поездки реально повышают квалификацию? У Народного фронта не так давно появились вопросы по поводу возможного нецелевого использования госсредств…

- Министр образования уже дал комментарий. Есть федеральная целевая программа развития образования. Определены приоритеты и направления, на которые выделяются дополнительные средства. Зарубежные стажировки, финансируемые Москвой, - лишь одно из направлений развития образования, в том числе повышения квалификации педагогов. Наш институт работает в соответствии с целевой программой уже пятый год.
По своему опыту могу сказать, что зарубежные контакты очень важны и полезны. У меня были стажировки в Израиль и Германию по результатам конкурсного отбора. Они касались изучения истории холокоста в других странах. Есть разный опыт преподавания этой сложной темы. Как рассказывать о кровопролитии маленьким детям - тоже очень трудный вопрос. Вдумчиво нужно подходить. У нас нет готового ответа, и у зарубежных коллег его нет. Но мы «сверим часы» и, возможно, его найдем.
- Согласно исследованию, половина учителей исходят из интересов учеников и общества, а не просто из необходимости сдачи экзамена. Это много или мало?

- Законом определено, что процесс образования направлен на реализацию запросов личности, семьи, общества и государства. Вопрос, насколько учителя реализуют это в своей практике. Хотелось бы сто процентов, да? Наверное, пока не в полной мере можно учесть все запросы, но ориентироваться на них можно и нужно.
Есть такой стереотип: ЕГЭ - кнут. Ребенка с первого класса начинают пугать тремя страшными буквами. Хотя это всего лишь инструмент оценки качества образования. Мы должны увидеть картину, сделать выводы и двигаться дальше. Порой слышны восклицания: «Ах, дети не знают историю!» Но опять же история свидетельствует: еще во времена фараонов древнеегипетские писцы тоже сетовали на то, что дети не любят учиться, их надо наказывать. При этом раньше были другие методы воспитания, говорили: «Уши мальчика на спине его…».
- После масштабного общественного обсуждения вопросов повышения качества исторического образования пройдет всероссийская конференция учителей истории. Если доведется участвовать, что скажете с высокой трибуны?
- Пожелание повторяется очень часто самими учителями: «Не мешайте работать!». Главная проблема сегодня в образовании - очень большой бумажный вал. Нужно помочь учителям вникнуть в новые подходы для того, чтобы концепция не стала очередной бумагой, а реально отразилась на работе с детьми.
Знают ли они какую-то конкретную дату, на самом деле не очень важно. Главное - чтобы они любили историю и хотели ее понимать. Это и есть основной посыл историко-культурного стандарта: внимание к человеку в истории. Это не просто «дяденьки и тетеньки, которые давно умерли». Это то, что важно нам вынести для себя из исторического опыта, который каждый по-своему переосмысливает и переживает. И каждое поколение это будет делать вновь и вновь.
http://stroganova.su/
Moskovsky-mebel.ru кухни в Московском недорого фото и цены

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

взять телевизор в прокат в Нижнем Новгороде
VK31226318