EUR 75.58 USD 66.33

Сергей Меледин отметил юбилей

Сергей Меледин отметил юбилей

Творческий человек, тем более актер, обычно не замечает своего возраста. Он живет жизнью своих героев - старых и молодых, добрых и злых, забавных и не очень. Поэтому для Сергея Меледина, известного магнитогорского актера и режиссера, 50-летие подступило как-то незаметно. Внепланово, что ли.

Жизнь свою он меряет не годами, а сыгранными ролями. И значение имеет лишь та, которую он играет сегодня, все остальное уходит в прошлое вместе с пожелтевшими афишами. Остаются только благодарность зрителей и актерский талант. Он проверен не одним десятком спектаклей, в числе которых постановки для детей - «Сэмбо», «Котенок на снегу», «Царевна-лягушка», «Летун», а также взрослых - «Вишневый сад», «Игрок», «За великое чувство любви», «Шесть персонажей в поисках автора» и другие.

Уроки химии и театра

Внешне Сергей Алексеевич очень похож на Олега Янковского - и своей статью, и каким-то внутренним благородством. Не отрицая возможной родственной связи с известным артистом, он вспоминает: в его роду преобладал торговый люд, купцы и крестьяне. В 30-е годы дедушка и бабушка Сергея вместе с остальными раскулаченными приехали в Магнитогорск из Нижегородской области. Думали ли они тогда, что один из их внуков посвятит свою жизнь театру? Вряд ли. Как и сам Сережа, в детстве мечтавший о профессии космонавта или, на худой случай, летчика. Вместе с другими мальчишками он бегал к складам, где хранились гильзы и снаряды. Однажды непоседливый мальчишка по телевизору увидел маршала Гречко на параде, и ему захотелось стать военным.

Приблизиться к будущей профессии помогли театральная студия «Ровесник» и ее руководитель Раиса Горюнова. Вместе со всеми ее воспитанниками Сергей собственными руками ставил декорации, выпускал стенгазеты, старался не пропускать ни одной репетиции.

После окончания общеобразовательной школы поехал в Москву учиться на актера, но его не взяли. По возвращении устроился в гремевший на всю страну театр куклы и актера «Буратино», тогда в нем ставили «За минуту до смерти». Летом все актеры ушли в отпуск, и Сергей по настоянию родителей решил поступить в горный институт. Старался не очень, но экзамен сдал хорошо. Юношу зачислили на металлургический факультет по специальности «Химия твердого металла». Но после пяти лет учебы он отправился в Свердловское театральное училище, где его взяли сразу на второй курс отделения «Театр кукол».

Чем берет кукольник на сцене?

Рядом с ним, закончившим институт, учились актерскому мастерству 15-16-летние подростки. Не все остались потом в театре. Но Сергея уже было не остановить: он решил во что бы то ни стало играть на театральных подмостках. Учеба давалась ему легко. После окончания училища он вернулся в родной город, в драматический театр имени А.С. Пушкина. Этот период своего становления в качестве актера Сергей вспоминает неизменно с доброй улыбкой.

Потом судьба забросила его в Ростовский академический театр, но уже через три года он вернулся в театр куклы и актера «Буратино».

- Большую роль в кукольном спектакле играет голос актера, - делится секретами мастерства Сергей Меледин. - Кукла лишена мимики, поэтому все внимание зрителя обращено на механику движений и актерский голос. Кстати, в последнее время наша речь утрачивает свою выразительность, становится тусклой и необразной. И актерам иной раз приходится переходить на другие средства возбуждения зрительского интереса, порой не совсем оправданные.

В дружной семье «Буратино»

В жизни Сергея Алексеевича был момент, когда он почувствовал, что вырос из коротких актерских штанишек. Тогда он решил учиться режиссуре, поступил в Щукинское училище на заочное отделение. Его дипломным спектаклем стал «Детский сад» по пьесе А. Курейчика, где взрослые на время превращаются в детей и осмысливают свои поступки заново. Работу молодого режиссера преподаватели «Щукинки» оценили на отлично.

По мнению Сергея, режиссерская профессия больше зависит от обстоятельств, чиновников, зрителей, чем актерская. Может быть, поэтому он и не прекращает играть на сцене с удивительными артистами, лидерами буратиновской группы - Александром Анкудиновым, Зинаидой Бондаревой, Татьяной Акуловой, Ириной Барановской, режиссером Сергеем Ягодкиным.

- Главное для театра - иметь своего творческого лидера, каким в свое время был Виктор Львович Шрайман, а половина успеха любого спектакля - это правильно подобранный актерский состав, - считает Меледин. - Сейчас в актерской семье «Буратино» играть очень комфортно. Мы знаем друг друга уже давно и живем одной большой, дружной семьей. О своих товарищах по сцене могу сказать: это люди высокой человеческой культуры (умеют выслушать, поправить), а также большого профессионального мастерства.

Сергея Меледина называют одним из самых серьезных актеров «Буратино». У него своя жизненная позиция, какая-то внутренняя интеллигентность. Его можно увидеть в качестве ведущего и на крупных городских праздниках, и на веселых театральных «капустниках». Несмотря на 50-летний возраст, он любит экспериментировать и осваивать новые виды творчества. Будь то клубы реконструкции исторических событий или магнитогорские байкеры «Ночные волки», фестиваль актуального искусства «Анева» или конкурс по боди-арт на Кубок Урала. Он режиссирует, ведет вечера, помогает осваивать актерское мастерство непрофессионалам и ищет новые пути применения своему человеческому, режиссерскому и актерскому таланту. В его театральной гримерке красуется большая цифра «50». Это только напоминание о том, что надо успеть в жизни еще больше, чем сделано до сих пор.

Елена ПАВЕЛИНА

VK31226318