В Челябинске покажут веселый спектакль, возрожденный после трех лет забвения

В Челябинске покажут веселый спектакль, возрожденный после трех лет забвения

«Слугу двух господ» язык не повернется назвать творческой неудачей.

30 ноября и 1 декабря в Челябинском театре оперы и балета покажут веселый спектакль, возрожденный после трех лет забвения. Обозначая «Слугу двух господ» как премьеру, наш оперный немного лукавит: это не премьера, а всего лишь возобновление. Невероятно жизнерадостный балет был поставлен в 2004 году и всего через четыре года ушел со сцены. Приход в репертуар был, как водится, шумным (вся пресса сообщила), уход - незаметным. «Слугу двух господ» язык не повернется назвать творческой неудачей. Интересная гротесковая хореография Марии Большаковой, редкая в наше время на балетной сцене, стильные декорации Леонида Рошко, очень красивые костюмы питерского художника Аллы Фроловой.

Вот почему возобновление балета - событие радостное. С 2004 года в театре не раз полностью менялся весь кордебалет, появились новые солисты. Поэтому Мария Большакова, приехавшая из Санкт-Петербурга, ставила весь хореографический текст практически заново.

Работа шла непросто: итальянская комедия дель арте требует от танцовщиков очень высокого актерского мастерства. Движения, не подкрепленные эмоциями, теряют всякий смысл.

«Слуга двух господ» - балет с историей. В его основе лежит знаменитая комедия Карло Гольдони. Впервые она была переведена на язык танца в 1946 году хореографом Борисом Фенстером. В 1978 году свою редакцию балета предложил другой известный хореограф - Николай Боярчиков. А Мария Большакова, его лучшая ученица, сделала уже свою. При этом постаралась как можно более точно воспроизвести маленькие хореографические шедевры Фенстера, о которых рассказал Боярчиков. Вариация Труффальдино с двумя бубнами - один из них, другой - фуэте Беатриче со шпагой. Тема Беатриче - женщины, переодетой в мужское платье - развивается в балете очень интересно.

От танцовщицы (это прима челябинского балета Татьяна Предеина) требуется выполнение мужских трюков, которые в женском танце никогда не использовались.

Александр Цвариани - Труффальдино сравнивает свою партию с глотком свежего воздуха. Он буквально купается в роли предприимчивого слуги на радость себе и зрителям. Чего стоит финальная сцена с перепутанными сундуками, а бросание и ловля тарелочек - вообще трюк на уровне циркового искусства.

Необычность «Слуги двух господ» еще и в том, что здесь не одна, а три главные героини, и у каждой есть возможность показать себя во всей красе.

Мария Большакова к своей работе относится довольно сдержанно:

- В 2004 году мне было дано задание - восстановить спектакли 1946 и 1978 годов, и я честно выполняла эту работу, - признается она. - А вообще-то я ставлю современные вещи и люблю современную хореографию.

Казус в том, что балетные спектакли лауреату международного конкурса современной хореографии, всю жизнь занимавшейся модерном, заказывают классические. Не хотят сегодня театры идти на риск. Отдушину Мария Анатольевна находит в хореографических миниатюрах и драматических спектаклях (одним из них стал «Ромео и Джульетта» в Магнитогорской драме). Может быть, она осуществит свою давнюю мечту, поставив балет с современной пластикой на челябинской сцене?

И последнее. Замечательно, что возродили балет, поставленный до Константина Уральского. Но не постигнет ли куда более печальная участь балеты, поставленные уже при Уральском? «Жар-птица» упорхнула, «Свадебки» в афише не видать. Когда один балет приходит, а два уходят, расширить репертуар невозможно.

VK31226318