EUR 70.46 USD 63.57

Челябинской академической драме завтра исполняется 90 лет

Челябинской академической драме завтра исполняется 90 лет

К сожалению, именно на свой возраст театр и выглядит. Обойти здание вкруговую нельзя: везде стоят ограждения (с фасада падают мраморные плиты). Заходишь в актерскую столовую - а там алюминиевые ложки и вилки. Соперница «прекрасной няни», московская актриса Ольга Прокофьева, недавно побывавшая в Челябинской драме на открытии фестиваля «Снежность», призналась: «Я думала, что таких ложек сейчас уже нигде нет». Сознаю, что верх бестактности в день юбилея о ложках. Но поменять их - дело необходимое. Справедливости ради надо сказать, что в зрительской части здания все в полном порядке. Комфортные туалеты, мягкие удобные стулья в зале - две стратегически важные победы театра над временем. Хочется верить, что не последние.

Осмелюсь высказать мысль, что кризис академической драмы, о котором все говорят и пишут сегодня, наступил задолго до смерти Наума Орлова, и потеря художественного руководителя - лишь одна из причин. Сигналы были еще в девяностые: «Так трепетно счастливы», «Мария Стюарт», «Моя прекрасная леди», «Восемь любящих женщин» и даже обожаемая многими «Чума на оба ваши дома» - это уже постановки кризисной эпохи. Присвоение театру в 1999 году звания «лучшего в российской провинции» - скорее дань прошлому, нежели объективная оценка настоящего.

С этой точки зрения новейшая история театра - нулевые годы - является вовсе не начавшимся скатыванием в яму, а наоборот, попыткой выхода из нее. Спектакли «Чужой ребенок», «Поминальная молитва» и даже спорное «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» подтверждают эту мысль. Труппа встала на путь поиска нового театрального языка, отличного от «русского психологического», ставшего штампом и имитацией.

Постановщик этих спектаклей Владимир Гурфинкель недолго пробыл на посту главного режиссера. Еще меньше - Линас Зайкаускас. Их назначение принято считать ошибкой, дескать, эти люди - предшественники кого-то лучшего, кто возьмет театр на более долгий срок. А такого человека, скорее всего, не будет. Более того, его не было и до Наума Орлова. Если заглянуть в историю, большинство режиссеров держались на посту рулевого всего три-четыре года, и за это время они успевали поставить четыре или пять спектаклей. Так что не отсутствие главного режиссера мешает театру взлететь на былую высоту. Непосильным грузом давит «славное прошлое», прочно засевшее в психологии большинства актеров. В нем было все: спектакли-легенды (мы показали фотографии лишь некоторых из них), триумфальные гастроли, высшие государственные награды, полные залы, море цветов, узнавание на улицах. Сегодня в театр пришел новый зритель, для которого все это, как и 90-летний юбилей, не имеет ни малейшего значения. Удастся ли нашим академикам не только привлечь, но и увлечь такого зрителя? Намеченная на февраль премьера современной пьесы польского драматурга Анджея Сарамоновича «Тестостерон» (ее ставит режиссер Евгений Ланцов) вселяет робкую надежду.

VK31226318