EUR 89.66 USD 76.82

Ее называли музой Андрея Тарковского, роковой женщиной, коварной Миледи…

Ее называли музой Андрея Тарковского, роковой женщиной, коварной Миледи…

Те же, кто знает народную артистку России Маргариту Терехову в жизни, говорят о ее «уютном», домашнем, мягком характере.

Она сыграла более 30 разноплановых ролей: это и Наталья из «Зеркала», и Марта из «Благочестивой Марты», и Елена Воронова из фильма «Давай поженимся», и Аркадина в «Чайке», и Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре», и княжна Тараканова в «Царской охоте»… Актриса с тысячей лиц отмечает 70-летие.

У нее удивительная судьба: она выходила на одну сцену с Фаиной Раневской, снималась у Андрея Тарковского и Юрия Завадского. И как-то незаметно для самой себя стала живой легендой. Она позволила себе звездный «каприз»: несколько лет назад ушла из профессии в добровольное творческое затворничество. Не играет в спектаклях, не снимается в кино, не появляется на светских мероприятиях, не дает интервью…

Но есть люди, которые могут рассказать о прекрасной Миледи то, что никогда не расскажет она сама. И в 70 лет остается все такой же удивительной, загадочной и неподражаемой актрисой и женщиной…

25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области в семье актеров Бориса Терехова и Галины Томашевич родилась девочка, которую назвали Маргаритой.

- Самая первая актриса в нашем роду - моя бабушка Галина, - рассказывает дочь Маргариты Тереховой Анна. - Ее отец был военным, не имел никакого отношения к актерству. А ее мама и моя прабабушка Анна Адамовна, в честь которой я названа, была очень необычной женщиной. Она отдавала себя мужу, дому, а когда началась гражданская война, пошла сестрой милосердия в госпиталь.

Прабабушка ухаживала за ранеными, заразилась тифом и умерла. Но успела передать черты своего характера моей бабушке, а та, в свою очередь, моей маме. Мама моя всегда была и сейчас остается добросердечной, сострадательной, но в то же время и отчаянной. А еще она безумно любит детей: готова одарить всех и каждого, потратив последние деньги.

Детство Маргариты прошло в Ташкенте, куда переехали ее родители. Она хорошо училась в школе, увлекалась спортом - была капитаном баскетбольной команды. О сцене уж совсем не грезила, потому что была далеко не лириком. И после школы, которую окончила с золотой медалью, поступила в Ташкентский университет на физико-математический факультет. Но яркая внешность, страсть и экспрессия, которые невозможно было держать в себе, привели Маргариту в Москву. Неожиданно для всех решила стать актрисой.

Покорить с наскока театральный вуз юной провинциалке не удалось. Да и приехала она в Москву в то время, когда практически все учебные заведения уже закончили прием документов. Не попав во ВГИК, куда ехала поступать, Терехова оказалась в Школе-студии при театре имени Моссовета на курсе у великого режиссера Юрия Завадского. А после окончания школы стала актрисой Театра Моссовета, которому потом отдала всю свою творческую жизнь.

В 22 года будущая звезда советских экранов выходила на сцену с такими маститыми актерами, как Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова… Творческая семья Моссовета воспитала у юной актрисы безупречный художественный вкус, театральную этику, чувство товарищества. И даже став востребованной киноактрисой, она никогда не изменяла театральным подмосткам.

- Мама много снималась в кино, - рассказывает дочь актрисы. - Каждый день до глубокой ночи она читала сценарии. Ее буквально заваливали ими - раньше же не было компьютеров и прочей техники, поэтому домой к нам приносили огромные папки с машинописными или рукописными сценариями. Конечно, все прочитать мама не могла физически. И сценарии годами лежали у нас дома - ждали своего часа…

В 1965 году состоялся кинодебют актрисы Маргариты Тереховой в фильме режиссера Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!». После удачного старта в кинематографе актриса снялась сразу же в двух ролях в романтической драме Павла Любимова «Бегущая по волнам»: сыграла жену капитана и девушку из легенды, спасительницу моряков. «Двухролевую» игру зритель увидит еще в одном фильме - «Зеркало». Но это будет уже много позже, когда Терехова найдет свое кинематографическое счастье - вдохновителя и гения, режиссера Андрея Тарковского…

Познакомились они в лифте «Мосфильма», когда актриса ехала к Тарковскому на пробы фильма «Солярис». Их она тогда не прошла - роль была отдана Наталье Бондарчук, но друга и своего режиссера обрела: именно малоизвестной Маргарите Тереховой, а не Марине Влади, тоже проходившей пробы, Тарковский потом дал знаковые роли - матери Марии и жены Натальи - в своем культовом фильме «Зеркало».

- Мама рассказывает, что после каждого съемочного дня вся команда во главе с Тарковским садилась и обсуждала прожитый рабочий день, - рассказывает Анна Терехова. - Это была высшая школа мастера! Маме позволялось многое: видеть план киносценария, задавать вопросы, говорить больше, чем другим. Возможно, у Тарковского к ней было особенное отношение из-за того, что она ему напоминала его маму, Марию Ивановну, в молодости. Сама Маргарита Терехова считает, что встреча с Тарковским - подарок судьбы. Он был и остается единственным режиссером, который приблизился к разгадке ее души.

- Нет сейчас режиссера, подобного Андрею Тарковскому, - говорит дочь актрисы. - Мама болезненно переживала отъезд Андрея Арсеньевича из СССР, его травлю, а потом - смерть. Мама пережила много потерь, которые разрывали ее сердце. Она была очень дружна с Игорем Тальковым. Вместе они организовали театральный коллектив, который назвали «Балаганчик», и с 1983 по 1986 год ездили по стране с гастролями. Я тоже работала в этом коллективе - читала фольклорную сказку «Похороны комара». Хорошее было время…

С первым мужем - болгарским актером Саввой Хашимовым, отцом ее дочери Анны - Маргарита Терехова познакомилась на съемках фильма «Бегущая по волнам». Они проходили в Болгарии, в городе Несебре. Между Саввой и Маргаритой вспыхнуло чувство, потушить которое не могло даже такое серьезное обстоятельство: популярный актер, о котором грезили миллионы женщин, был женат. После окончания съемочного процесса Савва развелся с женой и написал письмо своей русской возлюбленной, которая уже несколько месяцев носила под сердцем его ребенка. Он просил Маргариту стать его женой, и она ответила согласием. Савва переехал в Москву. Жить молодой семье было негде, и они поселились в актерском общежитии возле сада «Эрмитаж» на Каретной улице. Сначала влюбленные не замечали бытовых трудностей: гуляли по старинному парку в центре Москвы, наслаждались душевными разговорами… Но романтический период продлился недолго: «любовная лодка разбилась о быт… Хашимова тянуло на родину, в Болгарию, где он чувствовал себя востребованным. А Терехова уезжать из России отказывалась.

- С отцом я общалась всегда, да и у мамы сохранились с ним хорошие отношения, - говорит Анна. - Но, к сожалению, в январе этого года он умер.

Роль, с которой началась блистательная карьера Маргариты Тереховой, - Дианы де Бельфлор в фильме «Собака на сене» - режиссер Ян Фрид снял в 1977 году. Это была первая большая работа в советском кинематографе двух восходящих звезд - Михаила Боярского и несравненной Тереховой.

По воспоминаниям актрисы, работа над музыкальной комедией «Собака на сене» проходила непросто: приходилось самой придумывать какие-то решения и вмешиваться в режиссерскую работу. Так, например, в актерской среде долго обсуждалась сцена из фильма, в которой Терехова наотмашь бьет Боярского по лицу. Изначально режиссер велел актрисе бить героя не по-настоящему - чуть касаясь. Терехова возмутилась: она играет на высочайшем накале, а решающий эмоциональный выпад будет искусственным? Ну уж нет! Если нужна пощечина оскорбленной женщины - она будет! В итоге кадр получился на славу: после пощечины красавицы Дианы у Теодоро идет кровь из носа - натуральная! На съемках Терехова не щадила ни себя, ни партнеров. Но никто не смел ее за это осуждать.

А в 1978 году на экраны выходит фильм, который становится визитной карточкой актрисы, - «Д’Артаньян и три мушкетера», где Терехова сыграла очаровательную, соблазнительную и невероятно коварную леди Винтер - Миледи.

- Мама говорит, что для нее эта роль особенная, - рассказывает Анна. - Режиссер картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич, с которым мама, кстати, росла в одном ташкентском дворе, приехал к Театру Моссовета, дождался ее появления и, склонив голову, сказал: «Рита, выручай!»

И она выручила - заменила утвержденную на роль Миледи актрису Елену Соловей, которая из-за личных обстоятельств отказалась сниматься в фильме. Роль для Маргариты оказалась стопроцентным попаданием: долгое время Терехову называли не иначе как Миледи.

В 90-е годы Маргарита Терехова сняла фильм «Чайка», в котором к тому же сыграла одну из главных героинь - Аркадину.

- Мама всегда говорила, что «Чайка» Чехова - кинематографичное произведение, - говорит Анна Терехова. - У нас получилось некое семейное кино, ведь в нем снялись и мама, и я, и мой младший брат Саша. На репетициях было сложновато: мама со мной не церемонилась, была требовательна… Но работать под ее началом мне понравилось - очень полезный опыт. Мама отнеслась ко мне очень лояльно: лишний раз не давила, а, наоборот, помогала, направляла. На съемочной площадке я обращалась к ней исключительно по имени-отчеству - Маргарита Борисовна. А вот Саше было сложнее... Но ведь главное - результат: их жизненные и творческие порывы слились воедино, так как и в фильме играли сына и мать.

Сейчас фильмы и спектакли с участием Маргаритой Тереховой можно увидеть в записях, золотой коллекции отечественного кинофонда.

- Мама отказывается от интервью, от творческих встреч, - говорит Анна. - И ее нельзя за это осуждать, так как здоровье не позволяет ей испытывать сильные волнения. Но люди, которые любят и ценят ее как женщину и актрису, могут все узнать о ней из ее работ. И из книги, над которой мы с мамой работали несколько лет и недавно закончили. Она будет называться «Маргарита Терехова. Из первых уст»...

Екатерина Писарева

VK31226318