EUR 91.19 USD 75.20

Челябинский театр современного танца показал 13 спектаклей за один вечер

Челябинский театр современного танца показал 13 спектаклей за один вечер

13 спектаклей за один вечер. Такое может себе позволить только Театр современного танца Ольги и Владимира Пона на праздновании 20-летнего юбилея.

Возможности так близко познакомиться с Театром современного танца и увидеть столь богатую палитру разностильных хореографических миниатюр у челябинцев еще не было. В воскресенье на большой сцене Театра имени Наума Орлова были показаны и ранние спектакли Ольги и Владимира Пона второй половины 90-х («Марш одиноких женщин», «Ты есть у меня или тебя у меня нет?»), и премьеры 2012-го («Один, два… четыре», «Вертикальные связи»). А между ними - жизнь, рассказанная не только танцем, но и фотографиями, и видеозаписями, где хореографы Ольга Пона и Мария Грейф очень точно говорят о сути современного танца и процессе работы над спектаклями.

Естественно, показали не все. Не было «Зарисовок с натуры», получивших первую в истории челябинского театра «Золотую маску». Но спектакль «Ожидание», за который коллектив удостоился «маски» во второй раз, станцевали.

На сегодняшний день в Театре современного танца кроме Ольги и Владимира Пона ставят спектакли несколько хореографов. Елена Пришвицына, Вячеслав Морозов, Мария Грейф, Юлия Репицына - артисты Театра современного танца. Все они в этот вечер получили право показать свои работы. Их превращение из танцовщиков в хореографов не случайность, а закономерность, поскольку многие спектакли рождаются из импровизаций.

«Как это у тебя получается?» - спрашивает Ольга Пона у Владимира Вдовенко на одной из видеозаписей, - «Продолжай, только расправь пальцы!». «Я всего лишь помогаю танцовщикам раскрыть их индивидуальность», - говорит она в другом видеофрагменте. Это может на первый взгляд показаться странным, ведь есть спектакли, где танцовщик как будто обезличивается, становясь «сырьем», из которого «лепится» хореографический текст. Но стоит присмотреться внимательней, и в танце каждого артиста можно прочесть свою историю.

В этот вечер Театр современного танца хотел показать нам, зрителям, сколь многоликим (и порой абсолютно подчеркнуто несовременным) он может быть. «Ты у меня есть или тебя у меня нет?», «Осень», «Проходочки» романтичны, смешны, в чем-то наивны. Спектакли Асьера Забалеты, напротив, жестки и подчеркнуто внятны. «Transparent» - об офисном служащем, менеджере среднего звена, который, надевая пиждак, теряет свое лицо. «Следующий» - об убогости человеческого существования. Тут вам не только станцуют, но и расскажут. Слова девушек, обращенные к парням «Почему ты ВСЕГДА напиваешься? Отстань от меня!» произвели эффект узнавания в зрительном зале. Стоит сказать, что оба своих спектакля Асьер поставил на невероятно пластичного и артистичного Рафаэля Тимербакова.

Зал расслабился и заулыбался, когда на сцену вышла Мария Грейф в образе Одри Хепберн. Это была одна из немногих композиций, где хореографическая мысль выражалась посредством не тела, а лица и даже предмета. Белая туфелька в руках Маши-Одри становилась то заячьим ушком, то сигаретой.

Сегодня у театра современного танца есть свои зрители, и их хватает, чтобы заполнить зал академической драмы, ставший для коллектива Ольги и Владимира Пона постоянной площадкой. И все же в представлении большинства современный танец - искусство «элитарное» (такой эпитет не случайно промелькнул в поздравительных речах) и малопонятное. Воскресный юбилейный вечер развеял этот миф. Самыми сложными для восприятия оказались спектакли Ольги Пона. Но они же оставляют самое богатое послевкусие, будят фантазию и воображение.

«Такой танцевальной лексики я не видел ни в Европе, ни в странах Азии», - признался Людгар Шниидер, директор театра в Мюнстере. Артисты в спектаклях Ольги Пона (особенно тех, что поставлены в нулевых и позже) не танцуют, а разговаривают друг с другом посредством тел.

Хореограф концентрирует наше внимание на этом диалоге, полностью убирая «белый шум» в виде излишеств в костюмах (на девушках - футболки и шорты, на мужчинах - футболки и брюки). Все, что нужно зрителю, - прислушаться к этому диалогу и не мучиться поиском связей между увиденным и названием спектакля.

На юбилейном вечере принято не только дарить цветы и грамоты, но и говорить о планах. Уже в этом году театр современного танца откроет свою студию в центральной школе искусств. Решением губернатора будут выделены средства на постановку двух новых спектаклей.

VK31226318