«Культурный код» или бумажный волк: что принесет Челябинской области фестиваль граффити?
На днях Челябинскую область постигла большая радость: с 15 апреля по 30 октября в регионе состоится международный фестиваль граффити «Культурный код», организованный АНО «Россия — страна возможностей» и ОНФ. Предполагается, что на память об этом событии некоторым муниципалитетам — и, прежде всего, разумеется, Челябинску — останется около 100 масштабных рисунков на стенах домов, расположенных на гостевых маршрутах. Очень своевременно, учитывая проведение в столице Южного Урала остаточных мероприятий саммитов ШОС и БРИКС. Благодаря многолетним деяниям экс-градоначальников Давыдова и Тефтелева, ныне показать гостям Челябинска в плане благоустройства особенно и нечего, если не сказать грубее. Но юные уличные художники, вдохновенно творящие муралы прямо на глазах зарубежных делегаций, вполне могут содействовать созданию приятных впечатлений.
Нет сомнений, что вышеуказанное соображение было весьма учтено главой региона Алексеем Текслером и главой города Натальей Котовой, которые в собственных Instagram призвали южноуральцев активно голосовать в конкурсе за право принять фестиваль. Посетители обоих Instagram и перетянули победу, столь массово набежав на официальную страницу АНО «Россия — страна возможностей» в ВК (141 тысяч 307 человек), что организаторам пришлось технически перепроверять результаты народного волеизъявления. Косвенным образом это свидетельствует еще и о том, что к Котовой и Текслеру южноуральцы пока прислушиваются, и пока еще предоставляют им кредит доверия. Даже если практическая польза от очередных веселых картинок на многоэтажках, требующих глобального внутреннего и внешнего ремонта, им совершенно не очевидна.
Фасады домов в Челябинске распишут граффити
В этой связи небезынтересно будет задуматься о том, какие силы вызвали к жизни собственно граффити-фестиваль. Как мы уже говорили, организаторами события, которое, помимо Челябинской области, распространится на республику Татарстан, Ставропольский край и Нижегородскую область, стали АНО «Россия — страна возможностей» и Общероссийский народный фронт. Вкратце напомним, что АНО «Россия — страна возможностей» было создано в 2018 году по инициативе президента России Владимира Путина для объединения кадровых, социальных и образовательных проектов со всей России. Целевая аудитория — молодежь до 35 лет, каковая составляет 77% от всей 3,5-миллионной аудитории, присоединившейся к АНО. Все цифры взяты с официального сайта организации и остаются на совести их авторов.
ОНФ, созданный в 2011 году также по инициативе Владимира Путина, как сказано на сайте движения, «объединяет активных и неравнодушных жителей страны». Отметим, что своими главными задачами ОНФ видит «контроль за исполнением „майских указов“ и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни граждан». Всеведущая Википедия сообщает, что, по состоянию на июнь 2018 года, Общероссийский народный фронт включал в себя около 20 тысяч экспертов и более 100 тысяч активистов. У ОНФ есть и молодежное крыло, амбициозно заявляющее, что в поле их внимания находится более 30 миллионов жителей России до 35 лет. «Задача „Молодежки ОНФ“ — стать местом сборки актуальных направлений, современных трендов, социально значимых инициатив», — сообщается на ее сайте. Очевидно, что окормлением фестиваля стрит-арта, занимались, в том числе и эксперты «Молодежки ОНФ».
Молодежь такой огромной страны как Россия, разумеется, необходимо организовывать, вдохновлять и подталкивать к свершениям. Остается лишь задуматься, может ли считаться таковым свершением фестиваль стрит-арта, особенно если пронаблюдать внешний облик городов по всему миру, где граффити уже победили все задумки архитекторов.
Уже на первом курсе архитектурного факультета любого вуза будущих зодчих учат, что цвет важнее формы. Именно цветом можно придать благородный или, наоборот, отталкивающий облик любому объекту, будь он из бетона, стекла или соломы. Будущие городские проектировщики несколько лет учатся вписывать цвета своих зданий в общегородские доминанты, попутно узнавая, что доминанты всегда обязаны быть. И меняя цветовой облик города — надо менять большую часть доминанты. Даже самые остро-актуальные граффити пасуют перед гармонией сплошных тональных окрасок. Однако, размножаясь в большом количестве, стрит-арт способен превратить любой мегаполис с вековой архитектурной историей в цыганский коттедж. Тому порукой Париж, Рим, Лондон и, увы, Санкт-Петербург.
Челябинск, конечно, не Питер. Его бытие и так слишком напоминает разруху. На этом фоне любые муралы — один в один цветастые открытки, прилепленные на особо крупные дырки в коридоре рабочей общаги. Хотя для освежения пространства требуется всего лишь содрать штукатурку вместе с открытками и правильно выкрасить стены.
Сейчас город выглядит так
Но дело даже и не в сомнительной уместности муралов в российских мегаполисах. В конце концов, стрит-арт не резьба по мрамору. Закрасят, когда перестанет быть актуальным, когда отпадет нужда заигрывать с молодежью. Именно на предвыборное заигрывание с молодым поколением более всего и похож новый проект президентских общественников.
Вряд ли в этом виноват сам Путин, скорее — неумолимая математическая статистика. Большое количество членов ОНФ и тем более, участников, примкнувших к АНО «Россия — страна возможностей», безусловно, предполагает наличие в их рядах и откровенных карьеристов «без флага и родины», и столь же откровенных инициативных дураков. И те и другие обладают врожденной способностью перекрикивать всех остальных при внесении своих, особо ценных предложений. Поэтому вместо фестивалей и конкурсов, способных объединить молодежь для достижения чего-то по- настоящему реального и полезного для развития страны, ей предлагают даже не шаблонную посадку деревьев — а рисунки на многострадальных хрущевках и мастер-классы по ним же. При этом в каждом регионе рисовать будут от силы 40 человек, а полезная деятельность остальных так и ограничится голосованием в ВК, наблюдением за рисующими и будущим променадом мимо разрисованных зданий. Кстати сказать, привычка к новому предмету обстановки, как и остальные людские рутины, образуется за 21 день. На 22 день вряд ли кто будет осознанно любоваться муралом — он продолжит свое бытие неряшливым цветовым пятном на границе сознания.
В целом, весь проект приобщения российской молодежи к таинствам стрит-арта и пробуждения у нее с помощью данного действа, общественного сознания, напоминает Маугли, которому вместо жизни среди Свободного народа и противостояния с Шерханом предложили заняться паперкрафтом.Насколько долго в Маугли удастся поддерживать уверенность, что волк из бумаги — тоже отличный волк?
Автор: Игорь Колкин
Фото: vk.com (Граффити и художественная роспись | Челябинск), kursdela.biz