EUR 77.79 USD 71.14

О чем говорят сюжеты популярного кино

О чем говорят сюжеты популярного кино

Все это составляет категории тенденций. Те или иные тенденции чем-то обусловлены. «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин», «Пассажиры» – вот небольшой перечень нашумевших премьер, которые появились на экранах кинотеатров в последние три года. Их в первую очередь объединяет не столько пространственная составляющая (космос и его многообразие является только фоном для вышеупомянутых кинокартин), сколько затрагиваемые темы: человек и дом, человек и долг, человек и желание жить и т.п.

Не старенькая, но уютная хрущевка, не роскошные апартаменты и не домик в деревне. Не любимый район, город или страна. Кинематографисты выходят за рамки географического пространства. Планета Земля – вот наш дом. Звучит высокопарно, но не поспоришь.

«Гравитация» – монодрама о женщине-космонавте докторе Райан Стоун, которая, оказавшись одна на китайской орбитальной станции и полагаясь только на свои знания и силы, смогла покинуть космическое пространство и спасти свою жизнь:

– Мы продолжаем упрямо верить в то, что Земля принадлежит нам.

– Не только нам, нет. Но она — наш дом.

«Интерстеллар» – фантастическая драма о поисках новой планеты, пригодной для жизни людей, для которых родная Земля больше не приют, а враг и убийца:

– Раньше мы смотрели в небо и там искали своё место среди звёзд. А теперь смотрим под ноги и пытаемся выжить в этой грязи.

«Марсианин» – драматический фильм о попытке человека в одиночку выжить на чужой планете, почти не имея средств к существованию. Громкоговорящая фраза главного героя, оказавшегося на Марсе:

– Я здесь не сдохну.

Даже излюбленная молодежью киностудия «Марвел» порадовала не классическими разрушениями одной из столиц мира в стиле Халка и Железного человека, а… тем же самым, но в космических масштабах. В «Стражах Галактики» не обошлось без эффектных драк, однако семейные ценности и забота друг о друге главных героев – вот основной месседж, прячущийся за зрелищностью:

– Вы только и делаете, что орёте друг на друга. Вы не друзья!

– Ты права. Мы – семья.

Наши в погоне за Западом, как во времена Холодной войны, тоже взялись осваивать космос, на этот раз кинематографический. Фильм «Время первых», кстати, о той самой войне, но и не совсем о ней. На переднем плане вновь человеческие отношения, проблема долга, приказа и героизма:

– Мы не имеем права провалить всю космическую программу ради одного человека.

Можем заметить, это уже не те блокбастеры о межгалактических войнах, вселенских злодеях и всевозможных инопланетных чудовищах, которые публика жадно глотала в былые годы. И наелась. Лазерное оружие перестало вызывать восторг, а современные реалии пугают больше, чем какой бы то ни было монстр. Формат поменялся, а тяга к высокому и далекому осталась.

Опираясь на личные предпочтения, могу сказать, что апогеем космических боевиков стал в 1997 году «Пятый элемент» Люка Бессона, после которого ажиотаж на подобные фильмы пошел на убыль. Тогда возникает вопрос, почему новое космическое кино стало появляться только сегодня?

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что кинематограф быстро развивается. Чудеса техники позволяют создавать весьма реалистичные картины. И, конечно, никому не захочется смотреть слезливые истории о любви в формате IMAX 3D.

Другое дело - таинственная, глубокая, густая, как нефть, вселенная. Ее фантастические и непохожие друг на друга виды. Далекие, словно тускнеющие во тьме лампочки, звезды. Плотная розовато-фиолетовая или желто-зеленая космическая пыль, похожая на клубы цветного дыма, сбрызнутого бриллиантовой крошкой. Серые, испещренные дырочками метеороиды, напоминающие пемзы для великанов и томно плывущие в космическом море. И одинокие инородные жители вакуумного пространства – орбитальные станции, которые создают колорит. Даже эти несколько деталей способны заворожить зрителя и перенести его в свой реальный, но неизведанный мир. Во время просмотра возникает желание дышать тише, чтобы не нарушить беззвучной музыки космоса. Залог успеха заключается в высококачественной компьютерной графике. Остальное за создателей выполнит широкоформатный экран и чистый звук.

К тому же, наука не стоит на месте (к счастью). В СМИ мы все чаще слышим об открытии новых планет, в том числе двойников Земли, о последних полетах на Луну и Марс и все более подробном изучении небесных тел солнечной системы. Естественно, в данных условиях интерес к астрономии растет и крепнет. А киношники просто выполняют свою работу, удовлетворяют потребности масс, объясняя научные термины наглядно и кассово.

Да, достижения компьютерной графики можно продемонстрировать, снимая, скажем, фильмы-катастрофы. Но катастрофами людей напичкали журналисты из все более пугающих выпусков новостей. Бесчисленное количество жертв, обрушенные здания и сломанные мосты – это уже никого не будоражит и не трогает (что страшно). Теперь люди хотят мыслить не просто глобально, а в масштабах Вселенной. Запрос на информацию о космических открытиях – свидетельство того.

Проблема засорения планеты в сложившейся ситуации просто не может не становиться актуальнее. Мир утопает в тоннах отходов, из которых уже складываются мусорные империи. Из-за выхлопных газов не пропадает ощущение хронического зуда в горле и носу. А от «амбре» заводских выбросов хочется заклеить себе ноздри. Человек губит планету, и, вероятно, совсем скоро она начнет мстить. Где еще поразмыслить над этим, как не на борту космического корабля? Мы должны, наконец, понять, что гадим на своей же территории. Режиссеры и сценаристы пытались донести эту мысль до зрителя, не говоря о ней вслух. Но в кино реальность граничит с фантастикой. В настоящей жизни у нас и даже у хозяев огромных предприятий не будет шанса дожить свои годы на другой планете в иной галактике.

Причина этих самых помойных гор – бурный и нездоровый рост потребительского сознания. Следствие – не только проблемы со здоровьем, но и проблемы моральные. ОМП – Общество Массового Потребления все равно, что Оружие Массового Поражения. В войне с торговой маркой «продули все страны одновременно». Люди забыли о тех самых семейных ценностях, остались только ценности материальные. Теперь ясна необходимость в пропаганде дружбы, взаимовыручки и чуждой страха библейской любви к ближнему.

VK31226318