Наши дети в Интернете: как и от чего их защищать?

Наши дети в Интернете: как и от чего их защищать?

Помимо того, что Сеть – это огромное поле для творчества, самовыражения, общения с друзьями и достижения своих целей, нельзя забывать, что интернет-среда несет и определенные угрозы. Дети и подростки должны учиться жить не только в реальном мире, но и в виртуальном, ведь можно сказать, что сегодня они существуют в двух параллельных пространствах. О том, как Интернет влияет молодежь, и о чём стоит знать родителям, нам расскажет кандидат филологических наук, директор Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики ЧелГУ Анна Морозова.

Социальные сети для детей – это не только возможность дистанционного общения с друзьями и близкими, но также доступ к разнообразному контенту и знакомствам с совершенно посторонними людьми. Какие в этом кроются опасности, и как родителям обезопасить своих детей от дурного влияния?

– Пытаться строить отношения с ребенком на запретах практически бесполезно. Он все равно при желании найдет возможность найти и воспользоваться тем, на что стоит ограничение дома. Например, друзья и одноклассники в этом активно помогут. В более старшем возрасте ребенок научиться скрывать сайты, которые посещал. Поэтому с детьми нужно говорить о том, как анализировать информацию, почему на какие-то сайты стоит заходить, а на другие нет. Объяснять на примерах, как недостоверная, негативная информация может нанести вред. Даже знакомства в Интернете могут быть не только опасными, а в каких-то ситуациях оказаться полезными. Главное знать риски: где и чего можно ожидать.

Как вы оцениваете влияние Интернета на психику современных детей и подростков? Особенности восприятия детьми медиа в разном возрасте – какие они?

– Интернетом дети пользоваться начинают рано. С двух лет ребенок уже имеет навыки общения с гаджетом, к пяти годам зачастую умеет совершать необходимый ему поиск информации в Интернете: картинки, видео и другой аудиовизуальный контент. В начальной школе регистрируется в социальных сетях, начинает выкладывать сведения о себе. У детей и подростков достаточно ограниченный круг ресурсов, на которые они регулярно заходят. Даже получение информации ограничивается социальными сетями. Новости, как правило, они не читают или читают в соцсетях. Современные дети и подростки родились в эпоху Интернета, они не умеют жить без него, а значит, не смогут от него отказаться или слишком регламентировать время, проведенное там. Они не любят много текста. Для них важна краткость информации и ее визуализация.

О каких рисках информации в Интернете должны знать родители? Как отличить реальный риск от преувеличенного: скажем, дети всегда интересовались страшилками, таинственным, смертью – почему только сейчас этот интерес стали связывать чуть ли не с суицидальными наклонностями?

– Рисков в Интернете очень много, пользователь может получить дезинформацию, психологический вред, столкнуться с обманом и вымогательством денег, даже инициировать посредством сети встречу с преступниками, которые станут угрозой здоровью и жизни человека. Откуда и как придет опасность – это предугадать сложно. Главное родителям уметь критически подходить к любой информации, подвергать ее анализу и научить этому своих детей.

Иногда действительно степень каких-то рисков может быть преувеличена. Поэтому стоит учитывать ситуацию и общее психологическое состояние ребенка, знать что-то о его возможных проблемах. Тогда можно будет определить, просто ли ради интереса он обращается к каким-то темам, ищет какую-либо информацию или же пытается вступить в опасные сообщества, принять какую-то идеологию. Не должно быть зацикленности на какой-то теме – если дети и подростки умеют переключаться на другие темы, не запускают учебу, не прекращают общение с прежними друзьями – скорее всего, ничего страшного не происходит.

Где пролегают границы родительского контроля? Должны ли родители, например, проверять почту собственных детей?

– Многое зависит, наверное, от доверия в семье между родителем и ребенком. От ситуации, которая есть в настоящее время. Тотальный контроль за всеми сообщениями, которые пишет сын или дочь, ни к чему хорошему не приведет. Даже у юного пользователя должно быть свое личное пространство. В целом общий список посещаемых сайтов периодически узнавать было бы неплохо, также как и выстраивать доверительные отношения. Если возникнет проблема или опасность, чтобы ребенок не постеснялся и не побоялся обратиться за помощью именно к своим родителям.

Не получится ли так, что беседа с ребенком об опасной и негативной информации, наоборот, подтолкнет его к экспериментам (эффект запретного плода)?

– Беседовать с ребенком лучше по мере поступления к нему такой информации, когда у него уже возник к ней первый интерес – тогда и стоит пояснять, что это и к чему может всё привести. Тем более что все риски и возможные ситуации их развития заранее предугадать невозможно. Какие-то примеры следует обговорить в превентивной беседе, например, что не всей информации можно верить, не всё нужно репостить к себе на страницу, нельзя разглашать персональную информацию и т. д. Но о чем-то лучше говорить, когда уже возникла первая опасность – тогда будет снижен риск экспериментов. К примеру, вряд ли стоит говорить о сообществах, в которые не нужно вступать, если ребенок в принципе про них не знает или не собирается этого делать. Иначе действительно может возникнуть неподдельный интерес проверить – а правда ли там все так страшно.

Можно ли родителям разговаривать о таких проблемах с ребенком в той ситуации, когда отношения не складываются? Как вести себя родителям в этом случае?

– Если отношения не складываются совсем, то и разговоры об опасностях в сети, как и любые другие, могут быть бесполезны и восприниматься «в штыки». Поэтому будет лучше, если с ребенком поговорит кто-то другой – учитель, которому он доверяет, или старший друг. Можно в ненавязчивой форме посоветовать посетить ему с друзьями какие-нибудь занятия по медиабезопасности, если такие проводятся в городе. Можно предложить классному руководителю или завучу в школе провести такие уроки, но обязательно с приглашением сторонних специалистов, которые в своей деятельности занимаются этой проблемой именно как основной.

Например, факультет журналистики ЧелГУ всегда поддержит такую инициативу и не откажет в проведении подобного занятия. Если слишком далеко все зашло в семье, отношения с детьми не складываются – стоит обратиться к компетентному психологу. Но, как правило, многие проблемы можно решить самим, если внимательно и чутко относиться к своему чаду. А для того чтобы родители могли научить безопасному поведению в Интернете своих детей – они должны разбираться в этом сами.

VK31226318