Назад - в будущее?

Помните, как все начиналось двадцать лет назад - перестройка, демократия...

Как высмеивали «единый порыв», отсутствие другой точки зрения, отличной от линии партии. Как приторно было, когда все «за» и никого «против». Всего-то два десятка лет прошло, а все заметнее повторение прошлого.

Не удивлюсь, если на собраниях трудовых коллективов рабочие или работницы будут снова призывно звать остаться на посту… Пусть это противоречит правилам - ничего, голос народа ведь, а во благо его, народа то есть, все и делается у нас в стране.

Будет это еще? Контуры, увы, все заметнее просматриваются. Или сгущаю краски?

Совсем молодым журналистом приходилось готовить отклики на очередное выступление дорогого Леонида Ильича - душа не лежала, но что делать - надо. Партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!»

Работал тогда в областной газете «Комсомолец» - органе обкома ВЛКСМ. Орган, то есть часть единого целого. Чтобы сильно не напрягаться во время сбора «голосов народа», имелись на разных крупных заводах области «свои люди», рабочие, заслуженные и уважаемые, конечно. Звонили им и зачитывали за них написанные отклики. Люди слушали и соглашались с тем, что в газете под очередным «одобряем» будет стоять их имя и фамилия. А куда им было деться - секретарь парткома или комитета комсомола лично рекомендовал «для этого» их кандидатуру. Учат ли сейчас на факультетах журналистики этому? Зря, если не учат. Может пригодиться.

Долго не хотел вступать в партию, но мечтал работать в одной из центральных газет. Без членства в партии это невозможно, сказали мне и помогли вступить в партию. Это было непросто - на определенное число рабочих в рядах партии мог оказаться лишь один служащий, представитель, как говорили, прослойки между рабочим классом и крестьянством. Но поскольку журналисты считались бойцами идеологического фронта - шли навстречу.

Правда, членство в партии помогло мне поступить в МВПШ и на два года уехать в Москву.

Когда на сломе эпох - в начале девяностых - учился в спецгруппе ТАСС в Московской высшей партийной школе, подготовил несколько интервью с Александром Починком, членом Верховного Совета России. Как-то во время доверительного разговора заметил, что в партшколе Верховный Совет преподносят нам как буржуазный. Починок улыбнулся: «Правильно говорят».

Тогда только-только все переосмысливалось, гнет компартии ослабевал, а в Верховный Совет, казалось, попали энергичные, умные и непартийные люди, последнее тогда было несомненным достоинством. Тот же Починок был простым челябинским экономистом-ученым.

Когда готовили с ним самое первое интервью для первой в его жизни депутатской гонки, сидели в маленькой комнатушке на улице Воровского, где Александр Петрович работал. Тогда многое виделось и казалось не таким, как оказалось на самом деле. А парламент действительно стал буржуазным. Был в нем один рабочий - Василий Шандыбин…

Когда «чистил» домашнюю библиотеку, с большим трудом и недорого продал полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина - не модно, не актуально. Вот с последним можно поспорить. Как раз сейчас, когда строится капитализм и нарождаются классы, многие труды Ленина становятся понятны. Как и понятия «буржуазия», «эксплуатация», «капитал». Или бывает капитализм без эксплуатации?

Есть старая истина: сытый голодному не товарищ. Кто сытые и кто голодные, несложно догадаться.

Хотелось, конечно, чтобы все были сытыми, по крайней мере, не голодными. Да почему-то не получается. Взять хотя бы фактическое существование пенсионеров. Страна ведет по отношению к ним себя так, словно она слабая и бедная. А кому тогда принадлежат нефтедоллары и другие, как любим повторять, несметные богатства? Опять же риторический вопрос.

Скоро на нас обрушится очередной предвыборный поток, не утонуть бы в нем, не захлебнуться. Все, что напоминает и предвещает возврат к прошлому, с которым расстались двадцать лет назад, - ко всему этому стоит присмотреться и не спешить с ответом на гоголевский вопрос: «Куда ты мчишься птица-тройка», обращенный к России? Не хотелось бы снова, чтобы добиться чего-то в жизни, обязательно вступать в партию, правящую партию, как бы она не называлась. Не хотелось бы колебаться в своих взглядах и мироустремлениях вместе с линией партии. Все это уже было. Пройдем еще раз? Тем более, опыт уже есть.

купить мебель в Ожерелье

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318