Сюрприз увековечивания

Сюрприз увековечивания

Новый адрес Челябинска - улица профессора Благих.

Я стою на улице профессора Благих. А в моем архиве - толстая папка с надписью «профессор Благих». Я хорошо знал Владимира Тимофеевича, мы часто встречались, подолгу беседовали, понимали друг друга. И я, разумеется, не раз писал о нем в газете.

Улица профессора, как и сам профессор, - скромная, незаметная, мало кому известная. Она коротко протянулась между северной окраиной улицы Молодогвардейцев и Шаголом. Тут еще ветреное пространство, несколько первых домов и новая трасса с северо-запада к ЧМК. В этом кроется некий смысл, если вспомнить, что в свое время Владимир Тимофеевич был одним из тех специалистов, которые предложили перенести строительство жилья из района ЧМК «туда, где аэродром», то есть на северо-запад.

Главная тема, с которой жизнь свела профессора Благих, обозначается тремя буквами - «дом». Да, Владимир Тимофеевич привел науку в человеческое жилище.

Дом - первое - надо отапливать, греть. И его - второе - надо вентилировать, проветривать. Одно, как очевидно, противостоит другому. Владимир Тимофеевич был как раз специалистом по отоплению и вентиляции. И он их - тепло и холод - примирил. Свел к одному, к тому, что стало известно, как дом-термос, смысл которого в экономии тепла.

Чтобы экономить тепло, надо его иметь. А где взять? Как нагреть жилище? Уж, конечно, не дровами, не углем, не газом. Электричеством! (Никаких газовых плит!). Если дом усадебный, то в подвале - бак-аккумулятор, включается в выходные дни и ночью (ночной тариф дешевле). И всегда - горячая вода.

А если не электричество, то - солнце. Некогда Владимир Тимофеевич удивил меня тепловым насосом или, по-научному, обратным циклом Карно. Самый простой пример - холодильник. Что «производит» холодильник? Холод. Из чего? Из тепла. Холод он запирает внутри себя, а теплом греет квартиру. А большой-большой «холодильник» мог бы отапливать целый дом. Как? Так. Надо во дворе дома или на огороде глубоко в землю вкопать змеевик необходимого размера, а в доме смонтировать агрегат - компрессор с теплообменником. Летом такой агрегат будет охлаждать дом, а тепло загонять под землю. И наберет его так много, чтобы хватило на отопление дома всю долгую зиму. Не верится? А коллега Ян Аболиньш сообщал Владимиру Тимофеевичу, что его дом в Юрмале уже не одну зиму отапливает летнее солнце.

Дом-термос это дом, в котором стены, пол и потолок в три слоя, один их которых теплоизоляционный. Смысл в том, чтобы «закрыть», запереть тепло. Раз и навсегда закупорить тепло, конечно, не удастся, но вполне возможно свести к минимуму его потери.

В жизни Владимир Тимофеевич Благих был мягким, добрым, деликатным, кажется, даже стеснительным человеком. И никаким не пробивным. Он никогда не жаловался на то, что не понимают и не внедряют… И, тем не менее, он многое «пробил». Например, систему отопления многоэтажных домов, «справедливо» распределяющую тепло по всем квартирам, по всем этажам и фасадам. После Челябинска эта система «захватила» всю страну. А дома-термосы… Придет и их время.

То, что профессор Благих остается в нашем городе, - приятная неожиданность для меня. Рад и за Владимира Тимофеевича, и за наш город.

Solnechnogorskmebel.ru шкафы на заказ Солнечногорск

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318