Криминал как зеркало экономики

Из сводки происшествий последних двух дней. В Чебаркульском районе массово крадут скот. За несколько месяцев заведено 19 (!) уголовных дел по факту воровства лошадей, коров и овец. Другой случай: в Челябинске безработные украли катушку с медным кабелем, чтобы продать на черном рынке. Третий эпизод: вандалы калечат электрички, швыряя в них камни, разрезая обшивку сидений и рисуя на стенах пошлятину. Список свершившихся бед по традиции дополняют сообщения об изнасиловании, подозреваемом в стрельбе по людям полисмене и очередном педофиле.

Последние три криминальных примера несопоставимо трагичнее тех, что приведены в начале. Но как иллюстрация именно российских реалий они, на мой взгляд, все-таки менее показательны. В любой, даже самой цивилизованной стране время от времени находится подонок, покушающийся на женщину или ребенка. В большинстве стран страж порядка подвергается жесткой ревизии на адекватность применения оружия. Причем степень цивилизованности государства нередко прямо пропорциональна частотности таких проверок.

Однако в странах Евросоюза, США и Японии трудно представить нарочитое постоянство жестких игр в электропоездах и столь регулярную «прихватизацию» люмпенами скота и кабеля. Сюжет о хроническом хищении коров, овец и лошадок в большинстве стран Европы может стать основой фантастического сериала, но вряд ли - сообщением из реальной сводки новостей.

Европейцу легче поверить в кражу коров инопланетянами, но уж точно не гражданами своей страны. Не потому, что там нет люмпенов и все безупречно законопослушны. Просто тырить скот, кабель, канализационные люки элементарно невыгодно. Уровень реального риска неадекватен величине возможной прибыли. В нормальной постиндустриальной экономике этот процесс не окупается, а если так, то зачем вообще мучиться?

В нашем случае криминальная хроника не хуже других показателей демонстрирует неэффективность отечественного хозяйства. У нас даже воры по-прежнему балансируют на грани прожиточного минимума, не говоря уж о честных тружениках.

Объемы и уровни разворовывания бывают, конечно, разными. Один из моих знакомых предпринимателей как-то сокрушался: в сферах, где жульничество красиво именуют коррупцией, система воровства мало чем отличается от той, что применяют бомжи в работе с кабелем.

«Они даже эффективную схему распила создать не могут!» - возмущался бизнесмен по поводу бюрократии. Он высказался в том смысле, что чиновник, посодействовав созданию по-настоящему эффективного производства, мог бы получить больший откат и с меньшими рисками. Но для этого нужен либо ум, либо чувство страха перед законом. Про совесть вообще промолчим.

Борьба с благоустройством, в том числе электричек, - забава опять же в большей степени российская - отнюдь не элитарная, а самая что ни есть народная. На Западе вандалы, бывает, тоже крушат все, что под руку попадется. Но лишь в период массовых беспорядков, когда люди чего-то хотят и требуют. А у нас электричку забрасывают камнями совершенно бескорыстно. Мы далеки от политики, довольны тем, что есть, и, веря в лучшее будущее, гадим себе от чистого сердца.

VK31226318