Здание «заговорило»…

Здание «заговорило»…

Наше прошлое так богато и так забыто, что любой возвращенный из него эпизод - открытие.

Утром и вечером, каждый день, кроме выходных, я хожу мимо этого здания, и оно всегда молчало. Ни слова, ни звука. И я тому не удивлялся, решив, что ему нечего сказать. Но однажды оно заговорило…

Оно - старое здание, утопленное выросшими вокруг него молодецкими высотками во главе с башней Челябинск-Сити. Если приглядеться, первоначально это строение замысливалось тяжелым кирпичным каре-квадратом, но позже, с задов пристроенное, вытянулось чуть ли вдвое. Грузное и громоздкое, оно заведомо хотело выглядеть прочно, чинно, казенно, без намека на легкомыслие, однако не избежало кое-каких украшений. Два входа по краям фасада обрамлены тесаным гранитом и поверху отмечены треугольниками фронтонов. Между этажами - промежуточный карниз, никак не скромный, а венчающий карниз украшен зубчиками-сухариками. Над полукруглыми окнами - дуги архивольт, а все шесть окон фасада «привязаны» друг к другу довольно игривым узором поребрика.

Украшения, однако, никак не отняли у здания желанной ему значительности и помпы. Логично, что сейчас в этом здании расположены гарнизонный суд и прокуратура гарнизона. Такому зданию молчаливость предписана по рангу.

Но однажды оно заговорило. Оно вспомнило о девушке Тасе, о ее женихе Лавруше Белышеве и ротмистре Давидовском. Подробности такие. Жандармское управление в 1905 году располагалось именно в этом самом доме на улице Карла Маркса, о котором идет речь. В нем же жил и ротмистр. А Тася служила у него домработницей. Однажды, принеся хозяину чая, Таисья заметила у него рыжего мужика в деповской блузе. Он принес какой-то список. А Лавруша тоже работал в депо, слесарем, и будто бы среди рабочих вел разговоры против войны, против властей и попов. Когда жандарм ушел в гости, Тася в бумагах ротмистра отыскала тот список, а в нем прочитала фамилию своего жениха. Девушка тотчас убежала к Лавруше - со списком. Рабочие быстро определили, что рыжий мужик - инструментальщик Лумпов. В тот же вечер Тася успела вернуть лист в бумаги ротмистра.

На следующий день собрались рабочие-активисты: как быть? Ликвидировать агента? Решили предупредить, но так, чтобы запомнилось. Через несколько дней кто-то вбросил бомбу в окно дома, где жил Лумпов. Никто не пострадал, но Лумпову пришлось уехать из Челябинска.

Эту историю извлекли из времени Вячеслав Лютов и Олег Вепрев в своей книге «Забытые тайны Южного Урала».

Этот дом выдал только одну из своих тайн. А сколько других зданий - молчат? А сколько снесенных, стертых с лица земли строений, которые уже никогда не заговорят?

История, доступная всем, - на улицах Челябинска. Ее все меньше…

шкафы Люберцы

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318