Солирующий карниз

Солирующий карниз

Мы и не заметили, как Аркаим Плаза стал украшением Челябинска.

Вам нравится Аркаим Плаза? Само здание - нравится?

Мне нравится.

Чем?

О, об этом коротко не скажешь.

Впрочем, взгляните на снимок - если отбросить частное, мелкое, случайное и суетное, а выделить только суть, то Аркаим Плаза - это, прежде всего, игра прямизны и кривизны.

Заняв весь квартал по улице Карла Маркса, здание легко делится на три части. На углах оно высокое и стройное, но не углами оно красно, а - между углами.

Так бывает не только в архитектуре: чтобы выявить и выставить главное, надо упростить, ускромнить то, что сопровождает главное, пусть даже это два рослых и значимых угловых корпуса. Их архитектурное предназначение - прямизна, которая должна подчеркнуть кривизну средней части.

А в средней части солирует «кривой» - художественно кривой - карниз. Его нельзя не заметить. Он ничем не украшен, если не считать ограждение-окантовку. Карниз выглядит массивной, может быть, бетонной плитой, которая с неожиданной легкостью и плавностью принимает форму волны, чтобы не без изящества опереться на шесть высоких опор, насквозь пронизывающих стены фасада. Взгляните на снимок - эта линия волны, когда выгнутость незаметно для глаза переходит в выпуклость, чтобы еще раз выгнуться, не где-нибудь, а на фасаде большого здания - очень эффектно.

Однако, согласитесь, было бы ужасно и даже невыносимо, если бы этот «плавающий» карниз двумя-тремя волнами, не прерываясь, протянулся бы вдоль всего фасада, от края до края. Нет, он не так назойлив. Явно объявившись, он затем дает о себе знать разве что намеками. В двух отрезках он усечен. И нарочито не симметричен. Начавшись высоко, потом поднявшись еще выше, он бесстрашно «ныряет» на этаж ниже. Надо увидеть, что три своих фрагмента карниз передает угловым корпусам - не для того, чтобы украсить их своими «трамплинами», а чтобы приобщить.

Кривизна карниза - в горизонтальной плоскости. Но - взгляните на снимок - под карнизом зеркальная стена тоже изогнута, но в вертикальной плоскости. Стена плавно уходит вглубь фасада, образуя под навесом карниза глубокие открытые пространства, как бы обширные балконы или лоджии.

Эти две связанные между собой кривизны - карниза и зеркальной стены, и создают неповторимый облик Аркаим Плазы.

При желании можно увидеть еще одну особенность Аркаим Плазы - непритязательность нижних этажей. Здесь - ни огромных витринных проемов, ни витражей, ни порталов. Темно-серая облицовка, пусть и глянцевая, и квадратики-окошки, пусть и зеркальные, но пригодные разве что для служебных помещений. Понимай так, что низу тоже отказано выпячивать себя.

К сожалению, я ничего не знаю об авторах Аркаим Плазы, могу только назвать их: В. Зеленко, В. Назаров, Н. Сидельникова.

VK31226318