Люди и лютик

Люди и лютик

В слове «лютый» есть что-то от агрессии, атаки, напасти. А в слове «лютик» - уменьшительный суффикс, который, однако, не только уменьшает, но и приласкивает. И мал, и мил. Плохой, но не очень. Не только плохой. В названии растения - осторожное к нему отношение.

Один из лютиков - едкий. Всего лишь. Но другой - ядовитый. Сказано прямо: смотри, но не приближайся. Не трогай. Не натирайся. И тем более не бери в рот. В разной степени все лютики - не без яда, но яд лютика ядовитого - он называется протоанемонин - даже нюхать опасно.

Знатоки Шекспира просвещают нас: перед смертью Джульетта приняла зелье, изготовленное из лютика. От него она как бы уснула, а не умерла. Но Шекспир, наверное, не знал или пренебрег тем, что отравление лютиковым ядом приводит к потере зрения, слезливости, насморку, кашлю, спазмам гортани, рвоте, поносу, гримасам на лице и приступам истерического смеха перед смертью. Шекспир увел Джульетту от таких симптомов, и его можно понять, хотя истерический смех перед смертью - симптом истинно трагедийный и вполне шекспировский.

Теперь, в повседневности, лютиковый яд нам ни к чему. И без него ядов хватает. Если надо отравить, найдется, чем. А были времена, когда растительный яд был в ходу. Как смертельное оружие. Например, смерть врага вернее, если наконечник стрелы начинить ядом лютика.

Но люди давно поняли и то, что всякий яд не только убивает, но и лечит. Все зависит от дозы. Любопытно, что разбавленный яд в иных случаях лечит лучше, чем отвары и настои «полезных» растений. И лечит он даже те хвори, перед которыми «полезные» растения бессильны. Например, тот же протоанемонин лютика, оказывается, благотворно действует на нервную систему, тонизирует ее.

Лютик встречается все чаще, если идти от степи к опушке, к лугу, к мокрому болоту, к берегу. Да, он водолюб. У меня на садовом участке, у бочки с водой, растут два-три кустика лютика едкого. Цветочки его небольшие, но очень желтые. Золотистые. И кажется, золотистее самого золота. А однажды я открыл, что лютики не только тянутся к воде, но и заходят в нее. Купаются в ней. В реке Увельке, там, где в нее впадает Сухарыш, я обнаружил россыпь белых цветочков, торчащих над водой. Верхние листья, вроде клеверных, были притоплены, а нижние, на тонких стеблях, нитчатые, развевались в потоке воды. Никогда бы не подумал, что это - лютик. В воде? С белыми, а не желтыми лепестками? Но, оказалось, именно лютик, водный.

VK31226318