Возвращение шедевра

Среди многих событий уходящего года выделю один: возвращение памятника Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Не все, однако, тем довольны. Более того, у рабочего и колхозницы у нас, как выясняется, немало ненавистников.

Не знаю, за что можно ненавидеть рабочего и колхозницу.

За что?

Только за то, что их подняли на такой высокий пьедестал.

Безымянный автор в Интернете обижается: «Ученые, врачи, учителя, писатели, музыканты и всякая прочая интеллигенция - это отбросы общества, второсортный товарец, не стоящий ничьего серьезного внимания». Можно подумать, что по всей стране и по всему миру только и памятников, что рабочим и колхозникам, а врачи, учителя, писатели, музыканты обделены ими…

А он, памятник рабочим и колхозникам, один - на весь мир. Другого такого нет. И, судя по всему, не скоро будет.

Впрочем, отстранимся от идеологии и признаемся: монумент Мухиной возвращен, прежде всего, благодаря таланту его создателя. Кого бы он ни изображал - это шедевр. Всем миром признанное, весь мир восхитившее произведение искусства. Ну, разрушили бы мы его - и что? Всякая прочая интеллигенция была бы довольна?

Может быть, и сама Мухина не рассчитывала на такую удачу, такой успех и такую славу. Ведь, и в самом деле, она создавала всего лишь «утилитарный» монумент для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Не на веки вечные, а годы, если не месяцы. А получился - шедевр. Почему?

Почему - очень глубокий вопрос. Почему купеческую дочь, жену репрессированного мужа вдохновила - так вдохновила тема серпа и молота? Что ее подготовило к такому творческому взлету? Вообще, можно ли сотворить шедевр - вдруг? Без сердца, без крови, без страсти?

У Веры Мухиной были три вдохновителя - страна, народ и время. Они ей подсказали главное: вперед и выше. Ведь не зря в эти же годы родился «Марш энтузиастов» И. Дунаевского. Музыка и слова марша - на неудержимость «Рабочего и колхозницы». Все заметили: у них открыты рты. Они поют. Они поют «нам нет преград».

Между тем - да, это 1937 год, дата, ставшая символом репрессий. Два исключающих друг друга символа в одной стране, в одно время - тот, кто разрешит это противоречие, и не свихнется, тот многое поймет.

Конечно, «Рабочий и колхозница» теперь - в чужом времени. Аноним из Интернета спрашивает: «Воплощением чего должны стать рабочий и колхозница»? Кому как.

Для меня монумент Мухиной - короткое, но сильное воспоминание. Воспоминание о той дерзкой, почти безумной попытке создать невиданное в истории государство рабочих и крестьян. И реющие над Парижем, над Европой, над всем миром серп и молот разбудили у землян робкую надежду на то, что это возможно. Что это уже есть. Все остальное в Париже померкло перед этими двумя, летящими из прошлого в будущее. Люди смотрели и не верили: это - оттуда? Из той страны, в которой происходят какие-то события, то ли ужасные, то ли великие? Но если они способны на такое вдохновенное искусство, на такую веру и страсть, которые так внове и которых не знает никто более, то, наверное, не зря?

Ромен Роллан: «На берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Вот - наш импорт, наши инвестиции, наш бренд, наши технологии, займы и кредиты - то, что там в дефиците.

Такое у нас время - прошлое не прошло, а будущее не приходит.

мебель Старая Купавна

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318