Университет - это не конвейер

Университет - это не конвейер
Когда мою маму с ее полной ставки профессора перевели на 0,75 (это было на первых витках сокращений в вузах, в самом начале 2000-х годов), она восприняла это как личное оскорбление, как «толстый намек» - мол, нам старики в университете не нужны, у вас ведь есть пенсия?

Вот и освобождайте место молодежи. Я ее и так, и сяк убеждала, что это общая ситуация вузов, что все под ударом, что это неизбежно, но временно, и что никто лично ей зла не желает. И толку от моих объяснений? Этот «минус четверть ставки» просто камнем лег на ее и без того больное сердце – и, разумеется, не в деньгах было дело.

Сейчас университеты переживают драматический период своего развития, и я иногда кощунственно радуюсь, что родители – оба профессора вузов - не дожили до этих дней.
Сокращения – это лишь самое заметное проявление общей ситуации. На самом деле, под ударом сама концепция университетского образования.
Долгое время удар выдерживался – в силу консервативности образовательной системы, ее фундаментальной неповоротливости и склонности воспроизводить саму себя все в тех же формах, не меняющихся уже не годами или десятилетиями – а веками (например, уроки в школах или лекции в вузах – достояние седой древности). Но сегодня пришло время задуматься о смысле и месте университета в жизни социума.

Это только наивному наблюдателю кажется, что вузам главное – количество студентов.
Немотивированная аудитория угнетает (и преподавателя, и саму себя) и не оставляет шансов для организации занятий так, как это быть должно, – когда все заинтересованы, когда мозг каждого работает интенсивно и продуктивно. А если смотреть в историческом масштабе, то из-за этого университет дряхлеет как социальный институт, теряет свою энергию и гаснет.
Высшее образование – это ведь не профессия как таковая. Это именно образование – система усвоенных, уложенных знаний, умения новые знания добыть, навыка эти знания включить в свой личный рост, в свое развитие. Не для галочки и не ради диплома.
А когда университетам предписано «ковать кадры» и понимается это в самом прямом и примитивном смысле некоторого конвейера по производству «готовых» инженеров, агрономов, бухгалтеров, журналистов, юристов и т. п., то подменяется задача университета – давать фундаментальное образование, которое позволит выпускнику освоить любую профессию в выбранном им секторе деятельности (в том числе и во время обучения в университете – на производственных практиках).
И поэтому есть прямой смысл задуматься – как влияет на всю нашу жизнь драматический разрыв между, с одной стороны, массовыми представлениями о роли университета в жизни общества, а с другой – миссией и исторической задачей университетов.
кухни Краснозаводск

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318