Патриарху оборонной промышленности 75 лет

Патриарху оборонной промышленности 75 лет

Вадим Завгородний стоял у истоков оборонного производства на радиозаводе в Кыштыме. Сколько так называемых специзделий для военной промышленности прошло через его руки и голову за 52 года, 75-летний конструктор подсчитать не в силах. Зато готов рассказать, в каких муках или радостях они рождались.

Словарик для рабочего дивана

На его рабочем диване я заметил словарь математических терминов. Рабочий диван - не оговорка. Несмотря на возраст, Вадим Борисович по-прежнему служит родному радиозаводу в качестве консультанта конструкторского бюро. Трудится на дому, поскольку ноги побаливают, отчего на работу в прямом смысле слова ходить ему крайне затруднительно. Но зачем динозавру конструкторского ремесла какой-то математический словарик, когда он сам - настоящая энциклопедия?

- Затем, что появляются новые термины, - Вадим Борисович неторопливо раскрывает книжицу. - Например, «собственное значение матрицы». Матрица - один из элементов высшей математики, применяется в основном при решении систем линейных уравнений. А вот что такое ее «собственное значение»? Пришлось смотреть в словаре.

Для своего возраста он вполне современен. Ноутбук освоил еще лет десять назад. Однако с Интернетом не дружит. Причем сознательно.

- Там развлечения и разные картинки превалируют над полезным материалом, - отмахивается Завгородний. - Бывает, увлечешься, про дело забудешь. А мне надо решать задачи, составлять программы.

А он остался

Выходит, мой собеседник - азартная личность! От чего он еще отказывается, чтобы не мешало делу?

- От автомобиля, от сада, - перечисляет Вадим Борисович, - поскольку часто приходилось ездить в Москву, в министерство.

К мнению Завгороднего прислушивались в высоких кабинетах. Понимали, что ведущим конструктором завода движет не желание побыстрее сбагрить очередной блок связи или наведения на цель, а уверенность в том, что аппаратура надежна и не подведет.

Свой авторитет он заработал буквально с начала работы на заводе в далеком августе 1959-го. Хотя бы тем, что был первым дипломированным радиоинженером. И еще тем, что не уехал, отработав положенный трехлетний срок вместе с другими выпускниками радиотехнического факультета Уральского политехнического института.

Его коллеги уезжали не только из-за некомфортных бытовых условий. Днем рождения завода считается 4 апреля 1960 года. В этот день из его ворот вышло пять радиопеленгаторов АРТ-6 «Компас» на автомобильной тяге. Выпуск первых изделий подавался как прорыв к новым технологиям. На самом же деле это была устаревшая разработка еще довоенных годов. Вместо электроники - стеклянные лампы. Понятно, что молодые инженеры заскучали и подались на поиск более прогрессивных предприятий.

Завгородний остался. Будто чуял грядущие перемены.

Вскоре на завод приехал главный конструктор одного из московских НИИ Николай Викторов. Он предложил разместить на предприятии изделие РГС под индексом «258» (радиолокационная головка самонаведения, аппаратура контроля головки Т258У, блок связи между радиолокатором самолета и ракетой). Предложил и получил отказ: на заводе понятия не имели о такой аппаратуре и сомневались в своих возможностях. Все перевесил голос молодого конструктора Завгороднего. Он произвел технико-экономический расклад и понял: с этим заказом предприятие обретет перспективы и сможет войти в ряд наиболее развитых производств того времени.

Контакты от земляка

Сейчас уже можно достаточно открыто намекнуть, какие изделия выпускал и выпускает завод. Его изделия призваны обеспечивать военную авиацию и наземную технику бортовой радиоаппаратурой - радиолокаторами, электронно-вычислительной техникой, блоками головок ракет. Словом, тем, без чего самолет или танк - всего лишь масса железа, а не грозное и умное оружие.

Эти изделия должны были выдерживать 60-градусный мороз и 50-градусную жару, им надо было устоять при вибрации и падении с высоты. Вадим Завгородний нередко первым принимал разработки головных НИИ. И зачастую от него зависело, воплотятся ли научные проекты в электронные платы и металл или останутся в чертежах, макетах, образцах. И вот ведь какой характер у Завгороднего: кого другого сложность изделия вгоняла в ступор, а у него она вызывала восторг.

- По тому времени это было чудо! - восклицал он по поводу головки компактного радиопеленгатора. - Когда я ее увидел, то забыл, что меня посещали мысли об уходе с завода вслед за моими товарищами.

Еще одна важная черта его характера - это въедливость, приводящая к озарению.

- Однажды, - вспоминает Завгородний, - мы испытывали очередное изделие. Провели испытания на вибрацию, удароустойчивость, стали проверять в камерах холода и тепла. И вот в тепловой камере неожиданно дернулась стрелка. Сигнал на какое-то время появился и пропал. Что это, долго не могли понять, ведь все делалось согласно регламенту. Да и помеха никак не могла повлиять на надежность аппаратуры. Но военная приемка могла придраться. И тогда я предложил повысить на один час режим сушки, подозревая, что в изделии остается избыточная влага. Эксперимент подтвердил мои догадки.

Бывали трудности и иного свойства. Нередко случались перебои с комплектующими деталями. Изделие уже на выходе, а сдать заказчику нельзя: нет какой-то мелочи.

- Однажды вызвал меня тогдашний директор Валентин Вишневский, - рассказывал Вадим Борисович, - говорит: «Нет вольфрамовых контактов. Срочно езжай в Киев!»

Директор знал, кого отправлять: молодой начальник лаборатории Завгородний слыл человека коммуникабельным и пробивным. Но в тот раз эти его качества не пригодились. Главный инженер киевского предприятия заявил уральскому гонцу с порога: «Самим не хватает!»

- Я все равно каждый день ходил на завод, - признался Завгородний, - неизвестно на что надеясь. И вдруг в проходной мне говорят: «Тебя ищут!» Оказывается, какой-то рабочий прослышал, что приехал кыштымец, а он сам когда-то жил в нашем городе.

И надо ж было такому случиться: этот земляк клепал те самые вольфрамовые контакты!

- Короче, отсыпал он мне их целую жменю, - смеется

Конструктор. - По такому случаю посидели мы с ним за бутылкой массандровского вина в холодном подвальчике павильона на Крещатике.

Физик и лирик

Вадим Борисович всегда умел добиваться своего, и удача шла ему навстречу: он поднимался по ступенькам служебной лестницы: от рядового инженера - до начальника лаборатории, от заместителя главного конструктора - до главного инженера. Не зря получал награды - медаль «За трудовую доблесть», орден «Знак Почета». Его заслуги перед обороной страны налицо. Приборы связи, головки наведения ракет для высокоточной стрельбы, в разработке которых принимал непосредственное участие Завгородний, устанавливались на самолетах, курсировавших в 60-е годы вдоль побережья Ледовитого океана (СССР со стороны Севера ожидал нападения стран НАТО).

Конструктор по призванию, при всей своей технической ориентации он остается не только физиком, но и лириком. Верен юношескому пристрастию - рисованию. Стены квартиры завешаны копиями картин Айвазовского и Бепла. Есть еще одно увлечение, от которого у него теплеют глаза, а с лица не сходит светлая улыбка. Если беседа у нас заняла чуть больше часа, то столько же мы слушали избранное из его фонотеки - божественную Марию Каллас и неповторимый баритон Дмитрия Хворостовского. И вот тут думай: то ли современная техника без высокого искусства немыслима, то ли искусство побуждает создавать немыслимую технику.

кухни на заказ в Верее

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.


аренда видеоняни в Красноярске
VK31226318