В школу привела география
Молодой педагог из Увельского района уверен: учеников на уроках нужно удивлять, помогать им каждый день открывать в самих себе что-то хорошее. А еще он увлекается альпинизмом. И потому мечтает покорить вершины не только мудреной педагогической науки, но и величественных горных цепей.
Тимур Габитдинов в школе № 1 поселка Увельский работает второй год. Ведет уроки географии и биологии. В этом году он стал победителем областного конкурса «Педагогический дебют», но по-прежнему строго оценивает каждый проведенный урок.
- Настроение и ощущения от качества уроков колеблются по синусоиде, - признается Тимур Наилович. - Порой проведешь урок, и будто крылья за спиной вырастают. Но и сомневаюсь регулярно.
В школе он оказался, можно сказать, случайно.
- В детстве я очень любил книги о путешествиях и приключениях, - вспоминает Тимур. - Хотел изучать географию. Выбрал Челябинский педагогический университет, хотя учителем быть не собирался. А потом подумал: неужели зря пять лет осваивал педагогические премудрости? Решил попробовать.
- Судя по всему, у вас получилось.
- Если в географии есть знания, ты применяешь их и получаешь результат. А в педагогике иначе: всходы могут появиться только через несколько лет. В конкурсе мне еще в прошлом году предлагали участвовать, так что нынче было уже не отвертеться. О победе не думал. На областной этап из школы меня провожали с напутствием: «Попади в десятку»! Очень приятно ощущать поддержку коллег, всей школы. Интересно было общаться с другими конкурсантами.
И я понял: уровень мастерства начинающих учителей в городе и в сельской местности практически не отличается. Разница разве что в возможностях. Мне, например, чтобы свозить детей в областной музей, надо автобус найти, а главное - день свободный. А челябинский коллега эту экскурсию во второй половине учебного дня провести успеет.
Удивлять и удивляться!
Два года преподавая географию и биологию школьникам с пятого по восьмой класс, Тимур Габетдинов не раз убеждался: детям во все времена интересно то, что… интересно.
- Общаясь с детьми, нужно удивлять их почти непрерывно, - уверен молодой учитель, - удивлять и поражать их воображение на каждом уроке, в личном общении, во время лыжной прогулки или классного часа. Только тогда им захочется идти за тобой… Нет, извините, идти вместе с тобой, чтобы открывать этот мир, самого себя. Это, пожалуй, основной принцип моей педагогической философии: помоги открыть ребенку хорошее в себе, помоги ему найти свое место в этом мире.
Обучая детей географии, я не думаю, что им так уж важно запомнить какие-то конкретные факты - столицы, длину рек. Важнее, чтобы мои ученики научились самостоятельно находить нужное, просеивая массу информации. И чтобы умели пользоваться найденным. Хочу, чтобы география пригодилась им в жизни.
- К этим словам охотно присоединится каждый учитель-предметник.
- Конечно. Но мне кажется, дети сейчас перегружены разнообразием. Предметы второго эшелона (а мои среди них) теряют часы. Их отнимают новые, они постоянно появляются в расписании. Я искренне удивляюсь детям, которые абсолютно по всем предметам учатся на «отлично». Это какой же объем информации они перерабатывают?! А ведь отличники обычно еще и спортом, и творчеством увлекаются, и общественной работой загружены.
Работа или игра?
Педагог-дебютант Тимур Габетдинов всерьез задумывается о том, что ждет школу в ближайшие годы. Совсем скоро в среднее звено перейдут ученики начальной школы, которые учатся уже по новым образовательным стандартам.
- Современные стандарты ставят задачу получить на выходе гармонично развитую личность. То есть развивать школьника надо по всем направлениям, - рассуждает молодой учитель. - А ведь везде и всюду можно не успеть. От детей требуют полета мысли, фантазии. Признаемся, каждый ли ребенок способен на это? Получается гигантское расслоение…
- И на кого же ориентироваться учителю?
- Я думаю, если школа общеобразовательная, то ее задачей должно быть качественное общее образование. Вот у лицеев и гимназий свой путь. Он изначально предполагает отбор, учиться в них должны дети, особо одаренные в той или иной области, которые могут и хотят нести дополнительные нагрузки.
Да и учителям для работы с теми, кто способен к «полету мысли», надо менять менталитет. А то сейчас многие используют «двойные стандарты». Слышал однажды от опытного педагога: «Если у меня цель - дать детям знания, я с ними на уроке работаю. А если надо, чтобы это было эффектно, красиво - играю».
Не спорю, игра нужна, но лишь как элемент, яркое, запоминающееся пятно. А в целом, учеба - это труд. Лично мне близки методики, идущие из советских времен. Пусть говорят, что в какой-то мере та педагогика отрицала личность, была направлена на интересы коллектива. Но разве так уж плохо, когда мир ребенка, подростка, юноши не ограничен только его потребностями, когда он болеет душой за нечто большее: за друзей, за свою школу, за свою малую родину, за страну? Идеи и деятельность Макаренко и Сухомлинского не кажутся мне морально устаревшими и, я думаю, никогда не покажутся такими. Если не отдавать сердце детям, нет смысла приходить в школу.
О достижениях и толстых папках
- Я заметил, как дети противостоят школьным перегрузкам, - делится наблюдением Тимур Габитдинов. - Они согласны наизусть выучить, просто вызубрить огромный объем информации, но не готовы понимать. Бывает, ведешь урок, и такие перед тобой по-настоящему благодарные слушатели сидят. А за дверь класса вышли - и все забыли. Поработать дома, повторить, закрепить не хотят. Или просто не могут.
- Но ведь многие дети сейчас с начальных классов (даже с детского сада) гордятся своими успехами, собирают грамоты, дипломы. Учеба для них - это важно.
- Да, многие собирают так называемое портфолио достижений. И в целом это правильно. Для многих такая папка становится хорошим стимулом. Но, к сожалению, сейчас немало организаций, которые таким образом зарабатывают. Проводят конкурсы, олимпиады. А дети дома, с родителями, с Интернетом под рукой отвечают на вопросы, баллы набирают, дипломы и медали копят. И получается у кого-то портфолио достижений, а у кого-то просто толстая папка.
Стихотворная мечта
- Я люблю межпредметные связи использовать на уроках, - признался Тимур. - Иногда опыты провожу из физики, химии. Карты электронные использую. Детям интересно, просят на перемене: «А можно мне скачать»? Но чем старше, тем отрицательнее они относятся к смешению предметов. Однажды попросил: найдите корень в этом слове. А в ответ - искреннее возмущение: «Что, разве у нас сейчас русский»?
А мне хочется провести, например, урок биологии в стихах. Полностью, начиная от «Здравствуйте»!