Дмитрий Ульянов: «Мне пришлось спасать семью»
У Дмитрия Ульянова - амплуа безусловного героя. Вот и в сериале «Остров ненужных людей», который прошел на Первом канале, он играет человека, который спасает туристов с горящего в океане корабля. Съемки в сериале были настолько тяжелыми и продолжительными, что в какой-то момент Дмитрий почувствовал: еще немного - и ему придется спасать… свою семью.
Дмитрий, сериал «Остров ненужных людей» почти год снимался в Таиланде. Вы не боялись за такое продолжительное время выпасть из российской жизни?
- Настолько понравился сценарий, что это меня не испугало. Было интересно поехать в Таиланд, потому что Европу я уже всю объездил. Но, конечно же, никто не мог предположить, что съемки затянутся настолько... В моей актерской практике такого длинного съемочного процесса еще не было. Были большие проекты, но я уезжал на съемки - возвращался домой - опять уезжал… Продюсерам было невыгодно держать нас на съемочной площадке.
А в «Острове ненужных людей» мы чувствовали себя моряками, ушедшими в дальнее плавание. Пять первых месяцев безвылазно жили в Таиланде, причем не в туристической зоне, а там, где живут только коренные тайцы, которые не знают английского языка, не едят европейские блюда. Месяца через три меня подкосило. Я нормально переношу высокую температуру, но при 40-градусной жаре и 95-процентной влажности мне стало реально плохо. Короче, мне Таиланд не понравился.
Я всегда думал, что мне все равно, какую есть еду, потому что я не гурман. Но через пару месяцев в этой стране понял, что нет, не все равно. Только в Таиланде я до конца понял, что я - русский человек!
Семья была с вами?
- Жена и сын приезжали ко мне три раза, но ненадолго. И стало понятно, что такие длительные командировки семьи не скрепляют. Можно, конечно, общаться по Интернету, но это - совсем другой уровень общения. Усталость, тоска по дому накапливались. И в итоге это состояние вылилось на экран. К счастью, это случилось в нужный момент - когда наши киногерои по сюжету тоже устали от пребывания на острове. Но теперь я семь раз подумаю, прежде чем соглашаться на столь длительное пребывание в далекой незнакомой стране.
Когда вернулись в Россию, устроили себе отдых?
- Конечно! Недолгий, но с семьей, по которой так скучал.
Когда снимались в «Острове ненужных людей», от всех других проектов отказывались?
- Пока в Таиланде шла небольшая революция и в съемках был перерыв, успел сняться в России в сериалах «Зверобой» и «Доярка из Хацапетовки». Признаться, до сих пор не могу отойти от сумасшедшего графика работы и перелетов. Конечно, хотелось бы всегда сниматься в Москве, поближе к дому, но, к сожалению, не всегда это получается.
Дмитрий, а вы сами когда-нибудь чувствовали себя ненужным человеком?
- Это чувство периодически возникает у каждого артиста. И это хорошо, потому что есть стимул развиваться, расти и что-то доказывать, в первую очередь, себе. Сыграл хорошо какую-то роль - зрителям понравилось, они пишут положительные отзывы - артисту приятно. Но проходит пара месяцев - и его все забывают. Нужно снова доказывать свою профпригодность.
На мой взгляд, ваших героев из сериалов «Зверобой» и «Риорита» трудно забыть...
- Роль в «Риорите» мне очень дорога. Удивился, что мне вообще предложили этот проект. Был в шоке, когда Петр Тодоровский пригласил меня к себе, чтобы предложить роль. Сам Тодоровский! Мы сели друг напротив друга, он мне говорит: «Дима, я знаком с вашим творчеством, смотрел фильмы с вашим участием. А я снял такие фильмы…», - и начинает их все перечислять. Я его остановил, поскольку с творчеством Петра Ефимовича знаком хорошо.
И это было не кокетство - ему действительно было приятно, что я смотрел его фильмы. Потому что сейчас такое время, когда люди могут не знать, кто такой Петр Тодоровский. Они просто не интересуются этой частью общественно-культурной жизни.
А на каких ценностях вы воспитываете своего сына?
- Мой сын Борис учится в первом классе. Ему нравятся научно-популярные американские каналы - например, «Дискавери». Там показывают интересные информационные передачи. Но, к сожалению, переводные программы убивают языковую культуру: переводятся они на русский язык небрежно… Это касается и иностранных мультфильмов. На других каналах много насилия, их мы стараемся быстро переключать, пока ищем что-то интересное.
Я не знаю, как воспитывать нынешнее поколение - порой социум сильнее меня. Когда Боря принес из школы первые учебники, я их открыл и ничего не понял! Как вообще ребенку можно задавать, например, такие вопросы: «Сколько букв «а» в слове корова?» Ребенок только учится читать и писать - он в принципе не знает, как пишется слово «корова».
Сейчас родители стараются еще до школы подготовить детей - многие уже и читать, и писать умеют…
- Но почему он должен читать и писать до школы? Когда я шел в школу, нас только в первом классе учили это делать. Ребенок не может больше пятнадцати минут сидеть на одном месте. Я даже нашел свой букварь, по которому учился - в нем и Ленин, и октябрята, и пионеры… Но то время мне казалось родным - поскольку фамилия у меня «ленинская» - Ульянов. Это шутка, конечно. Но когда я учился, у нас действительно не было такой колоссальной нагрузки. И это нам не помешало вырасти образованными людьми.
У современных студентов есть поговорка: «Сначала ты работаешь на зачетку, а потом она работает на тебя». Для актерской профессии это актуально?
- Так было раньше. Но все меняется в нашей стране молниеносно - в зависимости от того, кто «наверху». «Наверх» попадают люди непонятно откуда, потому что политика у нас непрозрачна. Мы вообще не понимаем: что происходит в стране, почему происходит так, а не по-другому...
Сейчас молодые артисты порой зарабатывают больше, чем корифеи кино. И заметьте, что у наших мэтров, легенд кино, есть звания и награды, но нет ни особняков, ни шикарных квартир, ни счетов в швейцарских банках. Все сиюминутно. Пришли люди, которые уничтожают то, что было до них. Я могу работать всю жизнь, но пройдет пять лет - и все забудут, кто я…
Ты можешь очень нравиться режиссеру, но для продюсера ты актер не делающий кассы, и все. А может быть наоборот. К сожалению, в современном кино, и тем более в сериалах, режиссеры очень редко борются за актера. Огромное количество актеров, звезд в театре, но неизвестных кинозрителю. Кроме того, у нас прокат забит американскими фильмами.
Никто не пойдет смотреть «Брестскую крепость», если в соседнем зале показывают «Трансформеров». А «Брестская крепость» - это сильнейший фильм о войне, все ребята играют шикарно! Во Франции, когда поняли, что их фильмы душит мощнейшая индустрия американского кино, стали поднимать отечественную киноиндустрию, все силы на это бросили. А если бы все оставили как есть - французы уже давно бы пили вместо красного вина кока-колу…
Кстати, в Таиланде американизация тоже сделала свое дело. Тайцы верят в переселение душ - так вот, они считают, что если в этой жизни ты будешь себя хорошо вести, то в следующей родишься… американцем! Даже духов задабривают кока-колой.
Когда вы стали востребованным артистом и появился стабильный заработок, ваша жизнь изменилась?
- Заработанные деньги дали мне возможность избавиться от бытовых проблем. Но деньги - это все временно. На самом деле у меня настолько нестабильная профессия, что деньги есть лишь тогда, когда продюсеры приглашают сниматься. А вдруг перестанут? Это не дает расслабиться ни на секунду. Я могу поехать отдыхать только в том случае, если точно знаю, что после отпуска у меня начнутся съемки.
Дмитрий, а какие у вас увлечения в жизни?
- Люблю просто гулять по городу. А Москва это или какой-то европейский город - неважно: мне интересны люди! В детстве, если мне дарили машинку, а в ней сидели человечки - я их вытаскивал, а машинку отдавал другу, потому что мне интересно было играть с человечками…
Фото Вадима Тараканова и кинокомпании «Star Media» (ИА «Столица»)