Он всего на век моложе Чехова

Он всего на век моложе Чехова

Художественному руководителю челябинского балета Константину Уральскому завтра исполняется 50. Свой юбилей хореограф планирует отметить премьерой чеховского спектакля.

Никаких бенефисов и торжеств не будет. В Челябинском театре оперы и балета готовится премьера, которую покажут 25 июня. Это два одноактных балета на музыку Чайковского и Рахманинова. Автор идеи, постановщик - лауреат премии правительства России, лауреат международных конкурсов Константин УРАЛЬСКИЙ.

Месяц назад, когда в балетном зале шли постановочные репетиции, в разговорах с журналистами хореограф был осторожен. О замысле, «танцующих» декорациях, чеховских «островах» - да, говорил. И показывал вместе с художником-постановщиком Антоном Сластниковым макет будущего спектакля. Но отказывался говорить о деталях хореографического действия, о том, что конкретно будет происходить на сцене. «Создание любого спектакля - загадка», - объяснял хореограф.

- Я никогда не могу сказать заранее, во что выльется первоначальный замысел, каким будет спектакль. Сначала он рождается в моем воображении. Потом новыми идеями начинаешь делиться с постановочной группой, с артистами на репетициях. На каком-то этапе на сцене появляются готовые декорации, исполнители надевают костюмы. Но результат нашего совместного творчества - долгого, порой изнурительного и нервного - ты увидишь, когда сядешь в зрительном зале за режиссерский столик и проведешь репетицию на сцене. Только тогда ты понимаешь, где попал в точку, а где нет. И хорошо, если замысел удался хотя бы на 40-50 процентов.

За неделю до премьеры мы снова встретились с Константином Семеновичем. На этот раз после репетиции спектакля «Чехов. Отражения» (к 150-летию со дня рождения писателя) на музыку симфонических произведений Петра Чайковского, проходившей на сцене. То, что получается - любопытно, это оригинальный хореографический язык. Но пока делать выводы рано. Разговор с постановщиком начался неожиданно: «Я доволен тем, что получается».

- Когда ставишь спектакль в репетиционном зале, - продолжает балетмейстер, - постоянно думаешь о том, что может не получиться на сцене, что не сработает в декорациях. Поэтому по ходу репетиции продумываешь, где и как быстренько поменять в случае неудачи, какие варианты возможны - первый, второй, пятый... Если вдуматься, хореограф - это человек, который в конечном результате должен «отанцевать» все ошибки или неточности в сценографии, костюме, исполнительском мастерстве. Только он может решить проблемы, если они есть. Поэтому последние три недели думаешь о каждой детали: не только о выразительности хореографических движений - о жизни каждого персонажа, каждого предмета на сцене.

Чехова играть очень трудно. Чехова трудно ставить. Но если это современный балетный театр, важно не столько точное воспроизведение сюжета, - должен дух существовать, чеховская атмосфера в спектакле. Еще нет костюмов, не поставлен свет, но я уже сейчас уверен: из того, что предвидел и мыслил, что задумывали с художником, «картинка» состоялась. Это не фоновая декорация. Она живая, она как будто танцует. И главное - есть чеховская атмосфера.

Те танцовщики-актеры, которые попытались вместе с нами пойти, как я говорю, в Чехова, в наш с художником спектакль, в наш мир, - они сделали для себя (по-моему, и для труппы) неожиданные открытия. Очень интересно работает Полина Курбатова - одна из сестер («Три сестры»). Соня Лыткина - такая нервная Нина Заречная... В Челябинск приехала Сонина мама, чтобы посмотреть премьеру. И девушка очень волнуется: мама - актриса новосибирского театра - в свое время играла «Чайку» на драматической сцене. Балерина Наташа Большина, которая выйдет в роли Анны Сергеевны («Дама с собачкой»), тоже сумела найти краску, непривычную для нее.

Когда я, будучи студентом, ставил танцы в Театре сатиры, на обсуждении спектакля Валентин Плучек высказал мысль, которая для меня стала законом: «Настоящий режиссер должен сам прийти к актеру, найти в нем то, о чем актер не подозревает, вытащить наружу - и сделать на этом роль». Мне кажется, с Наташей Большиной это получается: я пытаюсь вытащить из нее совсем не то, что она до сих пор делала, и она на пути к тому, чтобы стать другой. Я вижу, как ребята с интересом наблюдают за Наташей Коневой, которая вдруг стала совершенно новой для них, незнакомой. А Таня Лазарева - одна из сестер - от нее никто не ожидал таких превращений. Думаю, Женя Атаманенко будет очень любопытным Треплевым. Ну и, конечно, Виталий Минин. Роль русского мужика у него получается просто блестяще. Мы работаем с ним уже не над общей концепцией - ищем нюансы. Это то, что я люблю больше всего.

Что касается второго балета, на музыку Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова, то с ним на финишной прямой оказалось больше проблем, чем хотелось бы. Ведущий исполнитель спектакля Алексей Сафронов получил травму. Для молодых исполнителей спектакль сложен технически. Физически трудно все время находиться на сцене, делать фуэтэ, сложные поддержки, стоять на пальцах. Времени на отдых нет, музыка звучит без перерыва.

«Второй концерт Рахманинова», поставленный впервые в 2005 году, исполнили уже две труппы. Первыми его танцевали американцы, спустя полгода по просьбе известного танцовщика Вадима Писарева он был поставлен в Донецке. По словам Константина Уральского, эта постановка известна по видеозаписям, в Московской академии хореографии ее изучают в разделе «современные спектакли на классическую тему». Но когда до премьеры всего неделя, остается надеяться, что труппа соберется и покажет лучшее, на что способна.

- Во-первых, мне бы хотелось, чтобы мы станцевали не хуже американцев и украинцев. Во-вторых, у каждого танцовщика есть видимый предел возможностей, и есть то самое «еще чуть-чуть», когда возникает желание преодолеть свой предел. Мне бы хотелось, чтобы мы станцевали хотя бы на пределе.

В успехе новой постановки, на премьеру которой собираются приехать известные балетные критики, режиссеры и хореографы, большое значение играет музыка. Дирижер-постановщик спектакля Роман Калошин настроен очень оптимистично:

- Мне кажется, у нас получается. Другой вопрос, насколько органично все эти нюансы и полутона, свойственные Чехову и Чайковскому, сойдутся, мы увидим на премьере... По крайней мере, постановочный процесс мне интересен. Когда над спектаклем работаешь от начала и до конца, появляются новые нюансы, исполнительская заготовка начинает обретать новые смыслы, интонации. Понятно, что в чеховском спектакле должна быть чеховская атмосфера, другая эпоха, стиль. Но ведь мы живем в XXI веке - и скорости у нас другие, и манеры совсем не те. Начинаешь задумываться, открывать для себя какие-то неожиданные вещи.

… И тут же вспомнилась фраза из завтрашней статьи критика Елены Луцкой, которую она прислала к дню рождения балетмейстера как подарок: «Всякий раз Уральский дает не просто очередной блокбастер или финтифлюшку-безделушку, а хореографические поэмы о жизни, земном странствии человека, противоборстве с фатумом, о гении и безумстве. Безделушки и блокбастеры - это не по его части».

Премьера нового спектакля балетной труппы состоится 25 июня. После спектакля коллеги и гости поздравят хореографа с юбилеем. Но сегодня дня рождения никто не отменял. Из Москвы прилетели родители Константина Семеновича. На столе лежит прекрасно изданный буклет, коллекция видеопоздравлений и телеграмм из разных городов и стран.

Татьяна МАРЬИНА

Mebel-bronnicy.ru шкафы Бронницы

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318