Парикмахерский квинтет

Парикмахерский квинтет

Рассказать об уникальном коллективе мастериц гримерно-парикмахерского цеха Челябинского театра оперы и балета подтолкнула череда славных юбилеев его работниц. Тайну юбилейных дат раскрывать не станем, скажем лишь, что в сумме их рабочий стаж составляет более 100 лет.

Профессия из рук в руки

Пятеро работников цеха - Людмила Василенко, Лариса Садовских, Людмила Зверева, Елена Копырина и Елена Колесова - этим составом трудятся в театре более 10 лет. У гримеров-парикмахеров текучести кадров нет просто потому, что «не те» люди здесь сами не задерживаются. Их пятеро, и, как в настоящем квинтете (театр-то музыкальный), здесь все на равных. Все специалисты универсальные. Умеют и делают все отлично: гримируют, причесывают, изготавливают и ремонтируют постижерные изделия - парики, бороды, усы, ресницы, шиньоны.

Но при всей универсальности и взаимозаменяемости голоса двух «скрипок» (точнее, руки двух мастеров) - ведущие: это начальник цеха, заслуженный работник культуры РФ Людмила Василенко - мастер мужских причесок и Лариса Садовских - мастер женских причесок.

Профессии своей мастера-наставники учились, как говорится, из рук в руки: у основательницы театрального гримерно-парикмахерского дела в Челябинске Любови Бундиной.

Чета Бундиных прибыла открывать оперный театр в Челябинске из Мариинского (тогда Кировского) театра. Именно Л. Бундина передала своим ученицам (Людмила Павловна и Лариса Александровна начинали в этой должности, потом уже становясь наставниками) секреты мастерства, старинные способы укладки волос в сценических прическах. Л. Василенко работает в театре с 1955-го, Л. Садовских пришла на 10 лет позже. Пришла в цех ученицей да и задержалась… на 45 лет. Елена Копырина, отдавшая сцене 25 лет как артистка балета, так и не смогла расстаться с театром и тоже пришла в гримцех, где Людмила Зверева и Елена Колесова сразу начали свою трудовую деятельность в театре.

Мастера признаются, что хочется повысить квалификацию, сейчас так много всего нового в театральном деле, но театр не посылает на стажировку - дорого. Поэтому стараются образовываться сами. Вот, к примеру, все спектакли - исторические, а последние лет 15 художники-постановщики порой забывают, что люди причесывались определенно в разные периоды. Значит, нужны для парикмахеров-гримеров-постижеров эскизы причесок и париков. А их не всегда предоставляют. «И тогда все зависит от нашей профессиональной совести, наших знаний и умений. Чтобы и грим, и прическа соответствовали эпохе, костюму, характеру персонажа, наконец», - говорят мастера в один голос. И вспоминают с удовольствием почему-то не художников, а режиссеров, с которыми работали над спектаклями: Георгия Миллера, Алексея Степанюка, Андрея Сергеева (последний еще и оформлял свои спектакли).

Щипцы для виртуоза

На столе - щипцы для горячей завивки, электроплиты, расчески, лаки, бигуди, шпильки, заколки. Весь инструмент личный. Но, говорят работники цеха, все это - старое оборудование. Как хочется, чтобы в цехе были электробигуди, профессиональные фены, современные электроплиты. Но, как всегда, денег нет. И виртуозные руки мастериц творят чудеса, пользуясь старыми, проверенными способами. Разогревается плитка, стоящая в коридоре возле гримерных, на ней - раскаленные щипцы. «Девочки, - кричит Лариса Александровна, - я иду причесывать». Перед спектаклем причесать и загримировать нужно одному специалисту цеха до 15 человек, а ведь есть еще «переодевания» головы и лица не только между действиями, но и по ходу, как, например, в «Анюте» или «Евгении Онегине», тогда уж только успевай крутиться: все на ходу, на лету.

«Болван» со стажем

Основой парика служит монтюр. Чаще мастера Челябинского оперного его изготавливают сами: просто берут кусочки сетки, отрезки ткани в пошивочном цехе. Волосы для париков большей частью искусственные, некоторые просто невозможно завить и уложить. Так их садят на клей. А натуральный волос сейчас редкость: его покупают сами либо кто-то приносит, даже себя порой стригут.

Готовые парики сушат на «болванах». Это такие специальные макеты голов разных размеров, сделанные из липы. Почему именно из нее? Потому что древесина у липы мягкая и не колется. В цехе используются в работе «болваны», которым более 50 лет - ровесники театра! За готовым париком ухаживают, как за прической из живых волос: его моют, завивают и даже красят, если это нужно. Черный лак дорог, его берегут для особых случаев, чаще пользуют волосы морилкой. Чтобы правильно надеть парик, его «насаживают» на шпильки, всего их пять. А вот и секрет старинной укладки мужской прически: после того, как волосы сбрызнут лаком, их «зашивают» обычной ниткой.

Создатели настроения и образа

Сегодняшние артисты любят больше локоны и шиньоны. Но, когда нужно, надевают парик, хотя в нем жарко и порой тяжело работать. А вот насколько бывает непросто самим парикмахерам в разных непредвиденных ситуациях, об этом история умалчивает. Потому что настроение или ненастроение артистов - этот непростой груз на плечах мастеров. «Но нужно терпеть, не имеем право показывать свое состояние», - говорят они. Бывают ситуации, когда на большие фестивали, проводимые театром, приглашенные артисты привозили только самих себя, а их облик на сцене создавал… челябинский квинтет.

Мастерство работников гримерно-парикмахерского цеха Челябинского оперного ценили во все времена и далеко за пределами театра. Когда, например, Георгий Миллер ставил «Свадьбу Фигаро» в Нижнем Новгороде, то доверил причесывать парики только Людмиле Василенко. А ресницы, которые изготавливает Л. Садовских, украшают балет Ростовского театра и Оренбургский хор, ансамбль танца «Урал» и ансамбль имени Гаскарова в Уфе. Был случай, когда итальянка, участница фестиваля итальянской оперы в Челябинске, даже сказала Садовских: «Увезу тебя с собой в чемодане».

«Сейчас ухудшается сценическая культура, - сетуют мастера, - падает и творческая дисциплина. Актеры могут позволить себе выйти на сцену, едва загримировавшись. Раньше это просто не допускалось!».

Люди, бесконечно преданные театру, свято чтут традиции, сохраняют их и обучают приемам мастерства молодых певцов. Это делает сегодня в Челябинской академии культуры и искусств Л. Василенко, которая преподает грим в оперном классе.

Светлана Бабаскина,

завлит Челябинской оперы

шкафы Реутов

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318