Опасность в кубе

Опасность в кубе

Примитивное оборудование, используемое на предприятии, грозит техногенной бедой жителям большого города.

Давно уже чисто экологические проблемы перевалили на уровень нашего сознания и осознания. Давно уже говорим об экологии человека, об экологическом сознании человечества, экологической культуре, гармонии взаимодействия человека с природой. Вот только сознание наше никак не приемлет простых вещей, по причине того, что окружающую нас среду мы продолжаем воспринимать на потребительском уровне, в зависимости от той выгоды, что несет нам ее эксплуатация.

Не так давно канадской компании Brampton был выставлен значительный счет за загрязнение окружающей среды после того, как их танкер слил в канализацию 4.000 галлонов смолы. Министр по охране окружающей среды приказал предоставить объяснение утечки и провести полную, документированную очистку. Существовал страх того, что смола попадет в местный водопроток, и туда были направлены специальные команды, чтобы блокировать приток смолы с помощью песка. Незадолго после утечки смола в канализации затвердела. В результате этого территория в радиусе утечки считается местом значительного риска наводнения; риск усилится в случае выпадения осадков перед очисткой. Но это Канада, а что у нас?

Далеко ходить не будем… Магнитогорск. Коксохимическое предприятие города. Несмотря на имеющееся решение о выводе из эксплуатации физически и морально устаревшей и не отвечающей требованиям экологической и технической безопасности установки периодической разгонки смолы, данная установка была передана в аренду сторонним организациям, одна из которых сегодня продолжает ее эксплуатацию.

На основании чего было принято решение о выводе из эксплуатации примитивной кубовой установки? Во-первых, и самый главный мотив данного решения - существование рисков техногенного и экологического характера. Сегодня предприятие сидит на пороховой бочке, имея в непосредственной близости кубовую установку, содержащую 30 тонн смолы. О ее пожароопасных свойствах говорить не приходится: если рванет, беда будет похлеще той, что наблюдали все на Саяно-Шушенской ГЭС. В непосредственной близости от перегонного куба для смолы находятся хранилища бензола и аммиака, что в несколько раз может усилить взрывной эффект. Ростехнадзор, похоже, такая ситуация мало волнует.

Допотопное, без необходимой системы очистки, оборудование выводит отходы от его производства напрямую в атмосферу и в русло подземной реки Башик, которая впадает напрямую в воды Урала, главную водную артерию Магнитогорска. Вот так фенольные соединения идут в атмосферу, аммиачные воды в подземное русло Башика, но, похоже, и Роспотребнадзор мало этот факт волнует. Или надо быть великим специалистом-химиком, чтобы понять всю опасность для людей такого экологического варварства. Отсутствие у арендатора лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов и грамотного, обученного персонала тоже не добавляет в эту далеко не радужную картину каких-то ярких красок. По всей видимости, необходимо еще одно решение более ответственных лиц, о целесообразности эксплуатации такой кубовой установки без очистных сооружений, ее демонтаже и прекращении всяких договорных отношений с арендаторами.

Есть и другой пример… В новом цехе улавливания ОАО «ММК» на подобном производстве стоят новейшие системы очистки, позволяющие эксплуатировать оборудование в полном соответствии с экологическими нормами и стандартами. Вопросы экологической безопасности здесь в числе приоритетных.

Да, Магнитогорск - индустриальный центр Южного Урала, и не только его. Но означает ли это, что промышленный город должен стать заведомо зоной экологического бедствия? Вряд ли кто с этим согласится, особенно жители города. До сих пор уровень загрязнения воздуха в Магнитогорске формулируется как «очень высокий» и «неблагоприятный для здоровья». Свою весомую лепту в эти формулировки вносит и та самая примитивная кубовая установка, о которой мы рассказали. И до сих пор уровень негативного воздействия промышленности на окружающую среду характеризуется экологической ситуацией, которую можно назвать критической.

Современное производство предусматривает использование самых разнообразных технологических приемов, связанных с обработкой вредных материалов. В процессе производства появляются отрицательные факторы, которые могут влиять как непосредственно на человека, осуществляющего производственный процесс, так и на окружающую среду путем загрязнение воздуха химически активными веществами.

При решении проблем экологизации производства в настоящее время используют пассивные методы защиты, смысл которых сводится к ограничению количества загрязняющих окружающую среду выбросов, то есть улавливанию пылегазовыделений, выбрасываемых в атмосферу, очистке сточных вод от примесей. Может, те самые арендаторы кубовой установки по перегонки смолы не слышали об этом? Скорее всего, слышали, но… Проще травить людей, нежели закупать дорогостоящее очистное оборудование. Другого объяснения не находится.

Любой маломальский специалист по экологической безопасности знает, что метеорологические и гидрологические процессы переносят, распространяют и рассеивают промышленные загрязняющие вещества. Биологические процессы способствуют их избирательному накапливанию и концентрации. В каждом из процессов взаимодействия химических элементов со средой обитания и живыми организмами возможно появление неустойчивых состояний и цепных реакций, а действие продуктов загрязнения на отдельный организм или популяцию может оказаться лишь началом цепи событий в биосфере.

Похоже, таких специалистов у арендаторов той самой кубовой установки попросту нет. А ведь любая производственная деятельность должна быть максимально безопасной для человека. И это в первую очередь зависит от безопасности производственного оборудования. Пока же тот самый куб, находящийся и поныне в эксплуатации, таким требованиям не отвечает. И кому-то надо разомкнуть эту цепь безответственности и скорой возможной беды.

Михаил КОНДРАШОВ

Mebel-volokolamsk.ru мебель в Волоколамске недорого с доставкой

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318