Нерешенная проблема Рушаны

Нерешенная проблема Рушаны

Школа сегодня не готова к работе с трудными детьми, которых год от года все больше.

Эту историю предал огласке уполномоченный по правам человека по Челябинской области Алексей Севастьянов. На днях она стала темой телесюжета, показанного по НТВ. Суть его такова. Чиновники отомстили девочке за критику, прозвучавшую в их адрес, и поместили ее в детский дом Миньяра. Сейчас Ашинская власть оправдывается, что мести не было и ничего личного тоже. А что было? Понять ситуацию пытаемся вместе с участниками «Внеклассного часа»

Верните внучку!

Вот уже год, как Набиджан Раджапов - житель Ашинского района обивает пороги, чтобы вернуть свою внучку Рушану Галееву в семью. Для него, бывшего афганца, узбека по национальности, невозможно смириться с тем, что внучка живет в детском доме.

Когда его жена Саида родила первенца, он приехал в роддом за одним ребенком. А жена вышла к нему с двумя свертками на руках. Прихватила еще и отказника. Набиджан не возражал, забрал обоих. Дети в узбекских семьях - это святое. Потом они родили еще четверых малышей и всех воспитали, вырастили. Но жизнь у детей сложилась по-разному.

Зять, отец Рушаны, попал в тюрьму, а мать лишили материнских прав. Вот внучка и осталась у дедушки с бабушкой. Набиджан стал ее опекуном. Восемь лет, пока Рушана училась в школе поселка Усть-Курышка, вопрос о детском доме не вставал. А на девятый деда лишили статуса опекуна, якобы за ненадлежащее выполнение обязанностей. Неприятности начались после того, как Рушана выступила по местному телевидению против закрытия своей родной школы. Рассказала и о других проблемах деревни: плохой дороге, отсутствии остановки и фонарей.

По времени все совпало с переходом в новую школу в поселке Ук и проблемами подросткового периода.

1 сентября Рушана вместе с другими детьми влилась в новый коллектив. А вот до окончания учебного года девочка не доучилась. В апреле ее забрали прямо с уроков сначала в больницу, а потом - в детский дом. У бабушки после этого случился инсульт. Весь год девочка скучает по дому, плачет, дедушка с бабушкой тоже льют слезы. Но Рушану не отпускают домой ни на выходные, ни на каникулы. Требуют справку от Роспотребнадзора о надлежащих жилищных условиях. Но кто же ее даст, если в доме без удобств, площадью 24 квадратных метра, живут пять человек, а прописаны - тринадцать?!

Докладные от учителя

Если бы не сигналы из школы, то Рушану не отправили бы в детский дом. По словам директора Светланы Баталовой, она не раз обращалась в органы социальной защиты и в комиссию по делам несовершеннолетних. Реагировала на докладные учителя, которые ложились к ней на стол. Что было поводом для сигналов? Как-то Рушана уснула на уроке, в другой раз подралась с мальчиком и даже забежала за ним в мужской туалет. Занимала деньги на школьные обеды и не возвращала долги. Плохо училась. Ходила немытой, грязной, подцепила чесотку. Лечила ее больше месяца. Была агрессивной, вспыльчивой.

- Ну и что?! - вступает в разговор Дамир Тимерханов, директор челябинской школы № 1. - Даже если ребенок (избави, конечно, бог) совершил преступление, родителей не лишают прав. Только в крайнем случае ребенка можно забрать из семьи. Основанием для этого должна быть угроза для его жизни. Но тут, похоже, ее нет и не было.

- Самое страшное, что проблема девочки так и осталась нерешенной, - продолжает разговор директор челябинской школы № 62 Любовь Кондратенкова. - Свою-то жизнь школа облегчила (нет ребенка - нет проблемы), но что будет с Рушаной?

Появится еще одна мертвая душа, считает Марс Вахидов, известный педагог нашей области. Девочка будет думать, что все вокруг сволочи. Деньги на Рушану школа получила. Для чего? Чтобы девочку социализировать. Но свою работу не выполнила, а деньгами цинично пользовалась до конца учебного года.

Школа не справилась с ситуацией по причине своего непрофессионализма, по мнению Александра Попова, директора челябинского физико-математического лицея. Нужно давать такие уроки, на которых спать не хочется. А учитель пишет докладную на ребенка. Ужас!

Спасайте голову от кирпича

Умеет ли школа работать с трудными детьми? Челябинской школе № 62 поневоле приходится работать с ними. Район ЧТЗ, где она расположена, рабочий, много пьющих, неблагополучных семей. Чему научились педагоги?

- Искать способ примирения, улаживать конфликты, - говорит Любовь Кондратенкова. - Возникла проблема - пригласили на переговоры за «круглым столом» не только мать, но и ее подругу, родственников, чтобы узнать семью по-настоящему.

С ребенком тоже можно и нужно работать, считает она. Не только жаловаться. Дети, по ее наблюдениям, понимают свою личную вину, сами идут на сглаживание конфликта. Школа наладила контакт со старшими по дому. У каждого из них есть телефон директора. И звонят они не только по плохому поводу. Вскопал мальчишка клумбу, почистил от снега двор - просят поблагодарить его на уроке. И Любовь Дмитриевна эту просьбу с удовольствием выполняет. И ей приятно, а уж мальчишке с трудной судьбой и тем более.

Такая школа сегодня - это не правило, к сожалению, а исключение, считают участники «Внеклассного часа». Трудных детей с каждым годом все больше, а работают с ними только некоторые учителя, которые способны отдать им все свои жизненные силы.

- Они, как пеликаны, которые разрывают свою грудь, чтобы накормить птенцов, - говорит Дамир Галиханович. - Этим людям перед Богом зачтется. А в жизни пеликан ведет себя по-другому. Он отрыгивает непереваренную рыбу. Так и мы в повседневной своей суете кормим детей отрыжкой, а не сердцем. Холерик нам неудобен, исследователь, который задает много вопросов, тем более, а уж ребенок, которого не воспитала семья, и подавно.

Школе вообще не нужны никакие дети, считает Александр Попов. Они мешают ей писать отчеты, которыми ее загрузили.

- Сегодня мы делаем ставку на одаренность ребенка, - ведет разговор в другое русло Марс Вахидов. - Растим чемпионов спорта, олимпиад. Но таланты могут уехать за рубеж, а с нами останутся такие, как Рушана. И если мы не хотим, чтобы завтра нам в голову полетел кирпич, надо с ними работать.

Марс Нуриевич не припомнил ни одного случая, когда педагога выдвинули бы на грант за работу с трудными детьми. Поощряют за высокие баллы на ЕГЭ, за победы на олимпиадах.

Поверили в месть

Почему судьбу Рушаны решило постановление, подписанное главой района? Имел ли он на это полномочия? Как сообщили в министерстве социальных отношений Челябинской области, все было сделано правильно, формальности требуют подписи главы. Почему же тогда люди говорят о мести?

- Сочувствие у нас вызывает человек битый. Мы готовы поддержать распятого, - объясняет Дамир Галиханович. - Набиджан Раджапов сейчас - страдалец. И останется им, если его не допустят к воспитанию Рушаны.

Лишать ребенка семьи все равно что корни обрубать у дерева. Нельзя делать этого. Такова позиция педагогов.

VK31226318