Элитное музыкальное образование в нашей стране поставлено так, чтобы получить с родителей как можно больше денег

Элитное музыкальное образование в нашей стране поставлено так, чтобы получить с родителей как можно больше денег

Опыт родителей копейчанина Ильи Зарипова показывает: не платить все-таки возможно, но это чревато большими проблемами.

Поединок с турникетом

Полгода Илья Зарипов прорывался на занятия вместе с мамой Ириной Юрьевной через турникет. Они приезжали первыми к воротам школы и ждали, когда подойдет группа родителей с детьми, терялись в толпе и проходили. Или пробегали вместе с машиной.

- Это было для меня шоком, - скажет Илья впоследствии. - Думал, к знаниям у нас все дороги открыты, а тут - не пускают.

К знаниям пускают, но за деньги. Не заплатил - карточка блокируется, турникет не поворачивается. Только вот учителя пока не стали такими же бесчувственными машинами, как этот турникет. Когда Илья в полдевятого чудом прорывался в здание школы, педагоги занимались с ним. До пяти вечера он отвечал по тем урокам, что пропустил не по своей воле.

- Мне дали указание не пускать Илью на урок, - призналась Ирине Юрьевне преподаватель по музыкальной литературе Марина Сергеевна Асламазян. - Но если я таких ребят не буду пускать, кого же тогда учить?

В сложную ситуацию попала преподаватель Ильи по специальности Елена Иванова. Откажешься от неплатежеспособного ученика - и ты предатель в глазах его и родителей. Продолжишь заниматься - нарушишь корпоративную этику и можешь потерять работу.

14 мая 2009 года на годовой переводной экзамен по специальности все ребята шли с родителями. Илье, который также шел на годовой экзамен с родителями, дорогу преградили участковый, охранник и заместитель директора Центральной музыкальной школы (ЦМШ). «Илья не явился на годовой переводной экзамен по предмету специальность», - обосновывает суд одну из причин исключения Ильи. Об этом же злополучном дне рассказывает записка замдиректора ЦМШ Николая Олейникова: «14 мая Зарипова отталкивала на входе в школу участкового Козлова, обозвала его хамом». Ирина Зарипова пыталась прорваться в школу вместе с сыном на экзамен. Не вышло.

Обратно в Копейск Илья приехал с пошатнувшимся здоровьем (психовегетативный синдром). Невропатолог, лечившая Илью, прямо сказала матери: «Если хотите сохранить у сына психическое здоровье, не возвращайтесь в Москву».

Почему же между учеником и школой произошел конфликт, о котором даже по истечении трех лет обе стороны вспоминают с содроганием?

Чехарда с оценками

В мае 2007 года Илья с мамой приехал поступать в ЦМШ. Решение о переезде было принято не на пустом месте: третье, а на следующий год первое место в областном конкурсе скрипачей. В Копейской музыкальной школе такое было впервые. Педагоги честно сказали Ирине Зариповой: «Копейск Илья перерос, ему бы учиться в Москве». На вступительном экзамене в ЦМШ Ирине Зариповой сказали, что Илья сыграл на два. Ирине сказали то, что обычно говорят родителям при поступлении: «Это не значит, что ваш ребенок неталантлив. Просто у него не тот уровень. Пусть год позанимается на платном отделении, адаптируется, а там посмотрим».

Потом, спустя два года, в процессе судебных разбирательств Зариповы узнают, как все было на самом деле. Илье поставили не двойку, а тройку, то есть экзамен он сдал положительно. Все бюджетные места были распределены, и даже на платное отделение прием заявок был закончен. Ирина Зарипова стояла перед выбором: либо подписать договор о поступлении на платное отделение, либо уезжать из столицы. В слезах позвонила мужу: «Что делать?» «Подписывай договор, а дальше видно будет», - ответил Владислав Геннадьевич. Обнадежило Ирину Юрьевну и заявление тогдашнего заведующего струнным отделением Александра Ревича: «Все, кто будет учиться на «хорошо» и «отлично», перейдут на бюджет».

Семьдесят тысяч на обучение Ильи собирали с миру по нитке. Зариповы - люди небогатые, денег едва наскребли на съем жилья, питание и дорогу. Помогли копейский «Горводоканал», бизнесмены Александр Махров и Юрий Фендель
.

- Я сына четко воспитывала: люди дали тебе деньги - отвечай за их вложения! И мы каждую четверть приходили и показывали, что учимся на пятерки, - Ирина Юрьевна показывает мне табели. По общеобразовательным дисциплинам проскакивают редкие четверки. По музыке все отлично. Но на бюджет Илью переводить никто не собирался. На годовом экзамене по специальности Илье вновь, как и при поступлении, ставят двойку. Ирина Юрьевна показывает мне экзаменационный лист. Рядом с двойкой - приписка: «рекомендуем продолжать обучение на платном отделении».

Тут у любого здравомыслящего человека возникнут вопросы: весь год учился на «отлично», а тут - два? И потом, если Илья поступил в школу с двойкой и с двойкой закончил учебный год, зачем рекомендовать ему продолжать учиться? Ведь если верить экзаменационным оценкам, у него нет способностей к музыке. Чехарда с оценками продолжается. В сентябре Илья играет тот же самый скрипичный концерт Бруха, не занимаясь летом с преподавателем, и получает пятерку.

Платить за второй год обучения Ирина Зарипова отказалась.

- Они собрали совет, - вспоминает Ирина Зарипова, - вызвали нас с сыном. Говорят: либо платите, либо уходите. Я отвечаю: за что я должна платить в федеральном государственном учреждении, если согласно Конституции РФ начальное и общее образование в нашей стране общедоступное и бесплатное? Мы ушли, а потом меня вызвали снова: подпишите договор, мы вам сами найдем спонсора, только шум не поднимайте. Я подписала, и полгода мы жили спокойно. А после зимних каникул нашу карточку заблокировали.

Спонсора, естественно, никто не нашел да и не искал. Летом Илья с мамой уехали в родной Копейск восстанавливать пошатнувшееся здоровье мальчика. 1 сентября 2009-го к ним пришел приказ об отчислении Ильи из московской Центральной музыкальной школы за неуплату. ЦМШ подала в суд на Ирину Зарипову с требованием взыскать с нее 68 263 рубля - плата за второй год обучения Ильи. Его папа Владислав Геннадьевич Зарипов, юрист, попытался выяснить: а за что, собственно, платятся такие суммы и насколько законно обучение российских детей на платном отделении? Он выступил со встречным иском, требуя вернуть деньги за первый год обучения сына и восстановить его в ЦМШ.

Углубили и переподготовили

В результате изучения законов Зариповы утвердились в убеждении, что, оказывается, подписанные ими договоры об обучении на платной основе в сущности своей незаконны. В соответствии со статьей 43 «Конституции РФ» и статьей пятой закона РФ «Об образовании» начальное и среднее образование, реализуемое в рамках государственных образовательных стандартов государственными учреждениями, является гарантированно общедоступным и бесплатным. ЦМШ - федеральная государственная школа. Общеобразовательные дисциплины, указанные в договорах об обучении на платном отделении, полностью соответствуют государственным стандартам. Что же касается музыкальных дисциплин (фортепиано, специальный инструмент, музыкальная литература, сольфеджио), то и они предусмотрены государственным стандартом «Инструментальное исполнительство» № 03-0501д-П.

Последующие суды лишь убедили Владислава Зарипова в своей правоте. Решение Копейского городского суда частично удовлетворило встречный иск Зариповых, признав недействительным договор за второй год обучения Ильи (а ведь он ничем не отличается от договора за первый год обучения). Интереснее всего то, как суд обосновывает факт оплаты обучения в школе.

Положение пункта 10 статьи 41-й закона РФ «Об образовании» предоставляет учреждениям среднего профессионального образования право на подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда с оплатой ими стоимости обучения. То есть получается, что десятилетний ребенок пришел в ЦМШ не получать начальное и среднее образование, а на подготовку и переподготовку квалифицированного труда!

Челябинский областной суд оправдал плату за обучение в ЦМШ такой формулировкой: «условиями договоров предусмотрена не оплата общего образования в пределах государственного образовательного стандарта, а оплата занятий по углубленному изучению предметов и дополнительных образовательных программ в форме индивидуальных и групповых занятий, консультаций собеседований». Зариповы до сих пор не могут понять, какие же предметы углубленно изучал Илья. Общеобразовательные дисциплины в ЦМШ изучают в меньшем объеме, чем в обычной средней школе.

- Сын учился только в понедельник, вторник, четверг и пятницу, - вспоминает Ирина Зарипова. - И потом, если мы действительно углубленно изучали какие-то предметы, должно было быть отдельное расписание и отдельный договор на услуги.

Конечно, музыкальные дисциплины в ЦМШ изучают в большем объеме, чем в обычных музыкальных школах (иначе зачем было бы Илье ехать учиться в Москву?). Об этом говорит и представитель школы Анатолий Широбоков в своем возражении: «Зарипова сознательно умалчивает… относительно того, что в ФГОУ… «Центральная музыкальная школа при Московской консерватории имени П.И.Чайковского (колледж)» действует … федеральный государственный стандарт… «Инструментальное исполнительство».

Данное учебное заведение не является общеобразовательным учреждением, так как здесь преподается и ряд музыкальных предметов, которые не преподаются в обычных школах». Почему-то Анатолий Николаевич не указывает, какие именно это предметы. Но даже если допустить, что он прав, составляет ли «разница» между обычной музыкальной школой российского провинциального города и ЦМШ порядка 70 000 рублей в год? Еще один вопрос, более существенный в этой истории: а должны ли родители одаренных детей (неспособных и неталантливых в ЦМШ даже на платное отделение не возьмут) за эту разницу платить? И, наконец, третье. Даже если договор полностью легитимен, образовательным учреждениям нужно учиться договариваться на берегу. Если бы Ирине Зариповой сразу сказали, что она должна будет платить за сына порядка 70 000 каждый год и шансы перейти на бюджет нулевые, возможно, и конфликта можно было бы избежать.

Чем сердце успокоилось

Справедливости ради надо заметить, что Илью пытались удержать. Новая заведующая струнным отделением Елена Кочергина приглашала Илью перейти обучаться на альт, но мальчик отказался.

- В этом случае о скрипке пришлось бы забыть, - ответил Илья на мой вопрос, почему.

Ирине Зариповой открытым текстом говорили: если будете платить, вашего сына восстановят. Она отказалась и всем родителям советует: не платите за то, что оплачивается государством.

С момента, как Илью исключили из ЦМШ, прошло больше двух лет. Его дальнейшая судьба сложилась не самым худшим образом. Поначалу Зариповы отдали его в Челябинский институт музыки и на личном опыте убедились, что музыкальные дисциплины преподаются там намного слабее, чем в ЦМШ. Ирина Юрьевна бегала к преподавателю по сольфеджио: «Когда дети начнут писать двойные диктанты?» Но перекраивать программу под ее сына никто не собирался. Илья от нечего делать сколотил группу и пошел «стритовать» на Кировку. Но однажды вечером повзрослевший мальчишка пришел домой и заявил родителям:

- Если останусь здесь еще хотя бы на день, на музыке можно будет ставить крест.

Ирина Юрьевна к тому времени отчаялась: невозможность добиться правды в судебных инстанциях, Рособрнадзоре и ОБЭП изрядно подпортила нервы. Она всерьез думала отдать сына в педуниверситет или в какой-нибудь технический вуз. Заведующий кафедрой струнных инструментов ЮУрГИИ Александр Юрьевич Смирнов принял в судьбе Ильи человеческое участие, посоветовав Зариповым переехать в другой город (меня попросили не называть, какой - О.Г.) и поступить там в музыкальную школу при консерватории. Заведующий струнным отделением помнил Илью по конкурсам. Ужаснулся уровню, сильно упавшему после двух провальных лет в Челябинске, упрекнул Зариповых, что не сразу выбрали его школу.

В школе Илья быстро освоился, сейчас учится на четверки и пятерки. Ирина Юрьевна не бросает сына.

- Пускать его в свободное плавание пока рано, - считает она. - Примеров, когда дети, живущие без родителей в общежитии, бросали учебу и спивались, я насмотрелась в Москве.

К сожалению, образование в нашей стране поставлено так, что талантливому ребенку, у которого родители не музыканты, в большинстве случаев не пробиться. Сколько талантливых детей, чьи семьи не способны оплачивать обучение в ЦМШ, были вынуждены уйти из этой школы и прекратить свое музыкальное образование!

У Зариповых я побывала дважды. Много говорили с родителями - о произошедшем конфликте, и с самим Ильей - о его будущей профессии. Парень меня просто очаровал. Историю с отчислением из ЦМШ пережил достойно и сейчас относится к ней как к прошлому, с некоторой дистанцией (чего не скажешь об Ирине Юрьевне - она-то переживает и борется до сих пор). Умный, интеллигентный, знает, к чему стремиться и как выстроить свою дальнейшую карьеру. Не маменькин сынок: по любому вопросу имеет свое мнение. По окончании школы хочет поступать в консерваторию. Считает, что в Москву ему после истории с ЦМШ путь заказан.

Запрос в ЦМШ мы отправили месяц назад, письменного ответа нет до сих пор. Но мне удалось устно поговорить с юристом Эльвирой Малышевой.

- За что платят родители детей, обучающихся на платном отделении ЦМШ?

- Россияне платят только за музыкальные дисциплины, а они стоят недешево. Час занятия с педагогом - 435 рублей, плюс 335 рублей работа концертмейстера. 180 рублей стоит одно групповое занятие (музыкальная литература, сольфеджио). Вот и набегает изрядная сумма. Согласно новым законам об образовании, на сайт школы www.cmsmoscow.ru выложены все нормативные документы. И родители вправе сами решать, смогут они потянуть обучение ребенка до десятого класса или нет.

- Может ли ребенок перейти с платного отделения на бесплатное?

- Теоретически такая возможность предусмотрена. Но фактически, за те три года, что я здесь работаю, ни один ребенок не был переведен. Тем более, если говорить о скрипке, куда конкурс выше, чем на другие отделения. Количество бюджетных мест ограничено заказом министерства культуры. С другой стороны, нет обратного процесса - перевода ребенка с бюджета на платное отделение.

Mebel-lytkarino.ru купить мебель в Лыткарино

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318