EUR 89.98 USD 77.18

По Южному Уралу катится вторая волна необычных товаров

По Южному Уралу катится вторая волна необычных товаров

По Южному Уралу катится вторая волна необычных товаров. По официальной версии, они удовлетворяют глубинные потребности покупателей. Но есть и альтернативное мнение: крупные корпорации выманивают у людей деньги, играя на сиюминутных слабостях и мнимых потребностях.

Как не умереть без робота-пылесоса?

Жительница Челябинска Елена недавно побывала в ресторане, где едят в полной темноте. Есть пришлось немытыми руками, так как вилка во тьме - вещь абсолютно бесполезная.

- Один раз с мужем сходить можно, но не более того, - рассуждает челябинка. - Никакой потребности в том, чтобы есть в темноте, у меня нет, боже упаси. Я ем при свете. Для меня и всех моих знакомых это был всего лишь увлекательный аттракцион.

Открытие в Челябинске «темных ресторанов» - один из примеров необычных товаров и услуг, которые все активнее пробуют внедрять в городскую жизнь. Вокруг нас существует целый ряд подобных явлений. Наиболее распространенное из них - внедорожный автомобиль. По сравнению с обычным седаном он требует больше масла, специализированного пункта техосмотра, сложнее в эксплуатации, за него дороже платить налог и страховку. Зато он может ездить по ухабам, ямам, жидкой грязи, преодолевать небольшие водные преграды, что в цивилизованном городе вообще-то неактуально. Эта машина отвечает насущным потребностям деревни и армии. Есть еще так называемые паркетные внедорожники, самые необычные в кругу своих собратьев. Они почти как настоящие, но не приспособлены для езды по ухабам…

Многие офисные сотрудники прекрасно знают, что в их канцелярских наборах присутствуют антистеплеры. Это такие устройства для разгибания скоб, загнутых… с помощью степлера. Продаются они практически в каждом отделе канцтоваров, но вот пользоваться ими большинству работников нет никакой нужды.

Необычными выглядят и услуги «авиаперелет бизнес-классом», «почтовые отправления первого класса» и так далее. Как утверждают потребители, первая из них от эконома отличается чуть более просторным креслом и возможностью повесить верхнюю одежду на плечики. Вторая услуга - гарантированно яркий конверт, и не факт, что письмо получат быстрее.

Другой пример - напитки с обедненной рецептурой: безалкогольное вино, безалкогольное виски, газировка в версии «лайт», молоко и кефир с минимальным содержанием жира. Вкусовые ощущения от них отдаленно напоминают оригинал, а эффекта как от употребления оригинального продукта и вовсе не наступает.

Всем давно известно, что большинство бытовых фильтров для воды могут эффективно улавливать только крупные болты, гайки и камни. Песок и земля через них проходят свободно, бактерии же их вообще не замечают.

Автомобильное топливо «с присадками» частенько переводит двигатель в нестандартный режим работы, когда обороты выше или ниже заводских значений. Оно вроде как чистит мотор или, типа, мощности добавляет.

Кроме того, в списке необычных товаров можно вспомнить и автономный робот-пылесос. Он как бы ездит и оперативно подбирает сор за домашними животными и детьми, пылесосит пол. Но вот парадокс: в инструкции к нему, как правило, говорится, что «устройство требуется чистить обычным пылесосом как минимум один раз в неделю».

А еще существуют специальные наборы для конвертации «Айфон-4» на «Айфон-5», автоматические удалители катышков, электронные открыватели банок, обоюдоострые ножи для нарубки капусты, влаговпитывающие одноразовые коврики для обуви, карманные топоры, USB-шредеры для распечатывания писем, вкладыши для туфлей, грунтозацепы (когти) для дорогой зимней обуви, спортивные стельки, баллончики со сжатым воздухом для продувки клавиатуры…

- Мы, потребители, сами провоцируем маркетологов создавать новые, иногда совершенно нефункциональные товары и услуги, - рассказывает директор консалтингового агентства «МАКГрупп» Юлия Кульчицкая. - Мы обладаем хорошим человеческим свойством: нам нравится удивляться, требуется смена впечатлений, необходима постоянная подпитка эмоциями. После окончания периода тотального дефицита в середине 90-х годов прошлого века физиологические потребности были удовлетворены очень быстро. Производителям товаров и услуг стало необходимо научить нас не пользоваться вещами, как наши мамы и папы, всю жизнь, а менять их в зависимости от сезона, моды. Нам стали продавать эмоцию, любопытство. В покупателе разбудили постоянную тягу к новому, желание острых, необычных ощущений.

По словам Юлии Кульчицкой, есть и еще одна причина появления необычных товаров и услуг. Приобретая их, человек решает не только функциональную задачу, например перемещения из точки А в точку Б, но и реализует некую глубинную потребность. Для каждой группы покупателей это индивидуально: статус, безопасность, эксклюзив, дополнительный комфорт, саморазвитие... Отсюда и престижные, комфортные автомобили, статусные банковские карты, модные рестораны, наборы для конвертации «Айфонов».

- Если маркетолог хорошо знает свою аудиторию - берегитесь, кошельки! Воззвав к правильной потребности, из покупателей вытрясут достаточно денег, чтобы ее удовлетворить, - говорит Ю. Кульчицкая.

Супермаркет маркетологу друг

Профессионалы торговли считают, что обязательным условием для продажи необычных товаров является хотя бы относительная финансовая стабильность в стране.

- В период экономического кризиса 2008-2010 годов борьба на рынке шла, по сути, за один и тот же кошелек, - делится наблюдениями Юлия Кульчицкая. - В связи с этим появилась новая прослойка покупателей - «умно-жадные» (более рациональные). Но это не означает, что они полностью отказались от заведомо надуманных товаров и услуг. Просто они стали обращаться к продавцам, которые помимо модного товара предлагали дополнительные услуги и сервисы.

Словом, сейчас в эпоху новой относительной стабильности, мы наблюдаем в магазинах вторую волну наплыва новинок. Эта тенденция только нарождается. И будет продолжать развиваться. Приостановить ее развитие может только введение диктатуры «военного коммунизма».

Необычные товары продвигают двумя способами. Первый - традиционный: через супермаркеты. Суть метода сводится к тому, что производители платят продавцам дань за то, чтобы их продукты приняли в магазины, выложили на уровне глаз потребителей - на «золотые полки». Ну или хотя бы на уровень рук - на «серебряные полки». Правда, сладости кладут пониже, чтобы дети могли без особых проблем брать их и складывать родителям в корзинку.

Опрос, проведенный среди клиентов торговых точек «Рамстор», «Седьмой континент» и «Перекресток», показал, что 8 из 10 покупателей уверены, что берут именно те товары, которые планировали, и никакие уловки маркетологов на них не действуют. При этом до 70 процентов покупок в конечном счете стояли на самых выгодных полках супермаркета…

Во многих челябинских магазинах практически все лидирующие позиции занимают товары, выпущенные родственным холдингом либо под частной маркой (которая принадлежит сети магазинов). Такие товары могут предлагать сразу в нескольких точках, и не только на полках, но и на паллетах. Их ценники могут выделять цветом или шрифтом, хотя продукция нередко уходит по обычной цене…

Некоторые продавцы используют такой трюк: товаров выставляют минимум, чтобы люди видели, что их осталось всего несколько штук. Дескать, это самые ходовые позиции, которые всем нужны, и вам в том числе! Непременно покупайте! В итоге эти и некоторые другие уловки помогают продавать южноуральцам ненужные вещи на астрономические суммы. Наиболее активные покупатели могут расходовать «на свои глубинные потребности» до 7 тысяч рублей в месяц.

Чтобы снизить ненужные расходы, специалисты советуют никогда не ходить в супермаркет голодным. Перед посещением торговой точки составить список покупок. Не брать с собой во время шопинга кредитную карту. Избегать акций, дегустаций, подарков, купонов. Не бродить по супермаркету более получаса.

VK31226318