EUR 92.43 USD 78.78

Нужна ли бору автомагистраль?

Нужна ли бору автомагистраль?

Дорогие горожане, посетите хоть раз наш замечательный бор, про который А.А. Фадеев в 1954 году отозвался: «Это действительно сказка!» Полюбуйтесь им, вдохните полной грудью живительный воздух и сравните с городским! Почувствуйте разницу. А заодно внимательно вглядитесь, обратите внимание на страдания и беды бора. Он уже не такой, каким его видел известный писатель полвека назад - лес серьезно болеет.

Какой может идти разговор о новой дороге? В бору уже и так как минимум шесть дорог! Первая - от центральной аллеи парка им. Гагарина до мелькомбината и станции «Водная», дальше она следует параллельно детской железной дороге до Монахов. Вторая - малоизвестная, но достаточно укатанная широкая дорога через южную окраину пустыря с руинами геологического городка, образовавшегося в 1960-е годы в самом центре бора. Эта рана за полвека так и не затянулась! Третья - практически заасфальтированная дорога от памятника Курчатову мимо поселка у Каменного карьера до плотины. Четвертая - обкомовская дорога. Пятая - улица Худякова-плотина. Шестая - АМЗ-плотина по восточному берегу Шершневского водохранилища. Общая длина дорог порядка 15 километров. Но не это главное.

Самое страшное, что редкая просека не обезображена колеями от автошин. Глубокие раны от колес все чаще появляются и на тропах. Даже на популярную тропу пенсионеров покушаются экстремалы-водители, и чтобы не пустить их, пожилые люди устраивают баррикады из камней и валежника. Но и это еще не все. Кроме упомянутого выше пустыря можно встретить три-четыре «мертвых» квартала площадью по шесть гектаров каждый.

По моему глубокому убеждению, надо не о строительстве дороги говорить, а срочно спасать бор. Даже по оптимистичному прогнозу М. Фонотова в его замечательной статье «Бор в борьбе» («ЧР», 18.12.2010), лес исчезнет через 163 года. Если учесть повышенную интенсивность покушений на бор за последние три года (перевод солидного куска заповедной территории в разряд муниципальной, ежегодные проекты «дорожной революции» в лесу, безнаказанная езда на автомашинах), мы можем лишиться его намного раньше. Нужна крепкая в финансовом отношении и технически оснащенная организация под руководством администрации города по восстановлению и уходу за бором. Прекрасным примером для нас, челябинцев, мог бы послужить опыт жителей Кисловодска. Во время пребывания Пушкина это место было среднегорной безлесной степью, а сейчас - знаменитый лечебный курортный парк, состоящий более чем из 150 видов деревьев, на площади 1340 гектаров, превышающей территорию самого города. Он представляет собой искусственно, руками людей созданный зеленый массив, памятник садово-паркового искусства.

А пока следует срочно «заткнуть» все дырки-съезды в лесную чащу с имеющихся дорог, а на конечных пунктах этих дорог установить шлагбаумы, узаконить крупные штрафы за бессмысленные катания на автомашинах по бору.

Борис Пунегов, пенсионер, инвалид по зрению

VK31226318