Ирина и Александр Ефимовы взяли на воспитание семерых детей-инвалидов

Ирина и Александр Ефимовы  взяли на воспитание семерых детей-инвалидов

Таких благополучных многодетных семей мне никогда видеть не приходилось.

Нарядный двухэтажный дом, через дорогу плещется озеро. Кудахчут в загоне куры, гогочут важные гуси. В огромном надувном бассейне на десять тонн вода прозрачная, как в Тургояке. «Это мы песочный фильтр за 15 тысяч купили. Теперь совсем другое дело!» - объясняет хозяин Александр Ефимов.

Вдруг распахивается дверь, и во двор сначала вылетает крошечная собачка, а за ней, как горох, Вика, Ангелина, Юля, Наташа, Вова. Ирина Геннадьевна не успевает представлять своих детей.

На руках у нее нежно прижалась к маме полуторагодовалая Маруся.

Такой веселой ватагой мы отправляемся на огород - он у семьи Ефимовых целых 17 соток. Оказывается, в гости к ним приехал Союз садоводов России. Руководитель его Копейского отделения Мария Паловникова и ее коллеги привезли Ефимовым саженцы яблони, абрикоса, виноград, смородину, землянику. Все это богатство они хотят посадить вместе с детьми.

- Мы познакомились с этой семьей еще зимой,- рассказывает Мария Николаевна.- И будем помогать ей. Потому что нам очень нравится жизненная позиция этих людей, их оптимизм. Они берут тяжело больных детей. Представляете, какой груз ответственности, и посмотрите, какой результат!

Во все глаза я разглядывала девчонок, старательно засыпающих пригоршнями земли яблоньку. Чумазые, счастливые, - дети как дети.

Оказывается, все они - инвалиды, у каждого целый букет заболеваний и такая страшная история за плечами - не всякому взрослому выдержать по силам.

Как все начиналось

Ирина - сгусток энергии и мозговой центр. Экономист по образованию, главный бухгалтер по профессии. Александр - строитель широкого профиля с золотыми руками. Умеет все: и кафель положить, и сайт создать. Сыну Анатолию было 14 лет, когда они решились на первого приемного ребенка, сейчас у него уже своя жизнь. Благополучная семья. Трехкомнатная квартира в центре Челябинска. Дважды в год ездили отдыхать за границу.

Однажды знакомая спросила 38-летнюю Ирину: «Почему вы никого не родите или не возьмете? Вы же еще молодые»… Она работала воспитателем в детдоме.

Ира пришла к ней в гости, увидела четырехлетнего Пашу и за три дня оформила на него все документы.

Еще три месяца их мурыжила опека: проверяла все и вся, отговаривала брать умственно отсталого ребенка, перенесшего тяжелую операцию, подозревала во всех возможных грехах.

Наконец, Паша обрел дом, маму, папу и целый мир, который был ему незнаком. В свои четыре года мальчик знал всего десять слов и никогда не видел ни карандаша, ни ручки. Так что в доме он переломал все, что мог, добираясь до сути незнакомых вещей.

«Нам подарили фотоаппарат, - с улыбкой вспоминает глава семьи,- пока мы были на кухне, Паша разобрал его полностью. Пытался понять, где спрятана фотография».

Первые полгода ребенку читали всевозможные детские энциклопедии и смотрели с ним мультфильмы Диснея - добрую классику: «Бемби», «Золушка».

В пять лет Паша бегло читал, потом научился пересказывать. Врачи рекомендовали отдать его в коррекционную школу. Но родители решили иначе.

«Сегодня Паша - звезда. Отлично учится уже в восьмом классе, хотя ему 12 лет. Несколько классов перешагнул экстерном. Знает больше всех нас,- с гордостью рассказывает Ирина. - Причем мне ни разу не пришлось делать с ним домашних заданий. Паша - лидер, всегда и во всем должен быть первым. Сейчас вот в числе трех лучших учеников школы поехал в Москву». И, естественно, никто даже не подозревал, что это - ребенок-инвалид с огромной задержкой в развитии.

«Никогда не видела настолько социализированного и независимого инвалида!» - сказала пораженная этим открытием директор школы.

Чужого ребенка полюбить невозможно?

Друзья Ефимовых с большим интересом приглядывались к Паше.

Сначала они изо всех сил пытались отговорить семью брать ребенка: «Со своими-то мучаешься! Как можно полюбить чужого?»

Но глядя на этого умненького, воспитанного мальчика, кое-кто тоже засобирался в детдом. Подруга Иры, выдавшая замуж дочку, решила взять двух маленьких братьев. Пока она ездила к ним, оформляла документы. Однажды позвонила Ирине: «Я тебе тут дочку нашла. На тебя похожа!»

Ирина приехала в детский дом, увидела двухлетнюю Вику и ахнула: маленькая, косенькая малышка едва передвигала ноги. Почему она так косолапит, что с ребенком? Сняла сандалики, а они, оказывается, на два размера меньше, чем ножка. Ирина сразу же поехала в магазин, купила Вике нормальные сандали, а заодно уж и зимние кроссовки.

Оформить документы на Вику удалось за два месяца. Девочка вошла в дом, как будто здесь и жила, сразу влилась в семью. И сегодня, четыре года спустя, не сомневается, что мама и папа у нее родные. Потому в большой семье среди приемных детей чувствует себя главной.

«Я считаю, что даже когда мы рожаем собственного ребенка, сразу не испытываем к нему безоговорочной материнской любви,_ вслух размышляет Ирина Ефимова.- Она вырабатывается позднее, когда ты ухаживаешь за ним, отдаешь ему себя. Так и в приемной семье: чем больше вкладываешь, тем дороже и ближе тебе дитя. Пашу и Вику мы давно и безоговорочно считаем родными».

А в ближнем кругу Ефимовых сегодня уже чуть не десяток приемных семей, которым они помогли оформить документы. Они дружат, помогают друг другу, вместе отмечают праздники. И тогда за одним столом собираются минимум 40 человек.

«Я вам мщу!»

У 12-летнего Вовы и его сестренки Наташи за плечами страшная школа жизни. Отца у них нет. Мать-алкоголичка вела аморальный образ жизни. Причем жили они все в землянке, в единственную комнатку которой мать и приводила собутыльников. Третьего ребенка она рожала прямо здесь же, при детях.

Ее лишили родительских прав, детей поместили в интернат. Их никто никогда не воспитывал и не учил. Мальчик в десять лет все делал в штаны. Куча болезней плюс агрессия. Кому нужны такие дети?

Ефимовы совершили подвиг, взяв их в свою семью. Воспитатели откровенно крутили пальцем у виска.

«Мы с женой решили: кто, если не мы? Они ведь никому на этом свете не нужны. Вырастут такими же, как их мать. А мы можем попробовать их спасти», - рассказывает Александр.

К этому времени они продали городскую квартиру и перебрались в деревню. Чтобы не сводить концы с концами, они давно превратили любимое развлечение в работу - завели питомник собак «Золотой листик», где разводят чихуахуа. Все собаки - титулованные чемпионы России и многих других стран.

Они решили, что и детям, и собакам нужны простор, свежий воздух, на земле им всем будет лучше.

Два года назад в этот дом и переехали Наташа с Вовой.

«Их адаптационный период стал для нас приближением к аду, - рассказывает Ирина. - Я выросла в благополучной семье и никогда не сталкивалась с мелкими пакостями исподтишка, когда, например, твоей зубной щеткой чистят унитаз. О них нам сказали другие ребята».

Конечно, у нас был шок, растерянность. Решили поговорить с Вовой. И вдруг услышали от него: «Я вам мщу! Меня в детдоме мальчики научили - с родителями нужно бороться».

Почти полгода продолжались наши беседы - с ним ведь никто никогда и не говорил по-настоящему. Сегодня это уже другой человек: проснулся интерес к учебе, Вова помогает нам ухаживать за собаками, он любит дом, который считает своей крепостью. Агрессивность парня, к сожалению, проявляется в школе. Будем надеяться, что преодолеем и это.

Но Александр сказал твердо: «Все, хватит! Больше никого не берем!»

Лариса стала Марусей

Однажды Ирина все-таки зашла в Интернет на страничку для усыновителей. В глаза бросилась фотография крошечной девочки. Она долго вглядывалась в милое личико и оставила фотографию заставкой на компьютере. Муж ходил мимо, делая вид, что не замечает малышку. Наконец, Ирина не выдержала: «Она умрет без нас. Давай позвоним!»

Уже через несколько дней Ефимовы ехали в Златоустовский детский дом к 10-месячной отказной Ларисе, которая по диагнозам врачей не видит и не слышит.

Им вынесли неподвижную куклу, ни ручки, ни ножки у нее не двигались. Саша взял ее на руки. Кроха вдруг понюхала его и приникла к груди.

Когда Ефимовы сказали, что берут девочку, врач закричала, что первый раз видит таких сумасшедших родителей, совершающих необдуманные поступки.

Десятимесячный ребенок лежал в кровати как полено, даже не пытаясь перевернуться. Они вложили в эту кроху огромные деньги: курсы массажа, физиотерапии, дорогие инъекции. И девочка начала ползать на ручках без ног. Она видит и слышит, специалисты сняли страшные диагнозы. Активно общается с окружающими. Недавно прибежал Паша: «Маруся все кубики в ведерко сложила!»

Девочку покрестили. Священник, услышав ее историю, сказал, что ребенку нужна мощная помощь и нарек ее именем Богородицы. Так Лариса стала Марией, а вся большая семья нянчит ее и называет ласково «Марусей».

«Если бы нашу Марусю удочерили на десять месяцев раньше, у нее бы не было этого страшного отставания, и развивалась бы она совсем иначе. Родительская любовь творит чудеса», - убеждены Ефимовы.

В чем только не обвиняли эту необычную семью: «Они берут детей, чтобы ухаживать за своими собаками», «Дети им нужны ради денег». Пособие за каждого ребенка из приемной семьи в Челябинской области составляет 5 тысяч рублей, и уже несколько лет не меняется. Попробуйте прокормить и одеть ребенка на эту сумму. Для сравнения: в Кургане и Екатеринбурге такое пособие составляет 18 тысяч рублей в месяц, В Перми - 12, в Москве - 25.

Впрочем, на эти деньги Ефимовы покупают подарки детям. Вика в этом году заказала домик для Барби, а Паша - вертолет-беспилотник с камерой . 1 сентября сразу три девочки пойдут в первый класс. Собрать их в школу поможет собачий питомник.

Но более серьезной проблемы продажа щенков не решит.

Сейчас острая необходимость для семьи - большой автомобиль. В гольф все не входят. Дети учатся в соседнем селе, общественного транспорта нет, и теперь родителям придется по два раза возить их на уроки и забирать из школы. Чтобы свозить всех детей на праздник, в музей, кино, парк, Ефимовым приходится нанимать такси. Увы, даже им это не по карману.

VK31226318