Бесплатные лекарства не падают с неба

Бесплатные лекарства не падают с неба

С каждым годом мы тратим все больше средств на лекарства. И не только рядовые налогоплательщики, но и государство: только в 2008 объем лекарственной помощи южноуральцам, оказываемой из областного бюджета составил 1 миллиард 100 миллионов рублей. И тем не менее добрая треть звонков в редакцию, на «горячии» линии, в районные администрации - это жалобы на недостатки в лекарственном обеспечении, к которому население особенно пристрастно относится в период экономического кризиса.

Может, общественное нездоровье достигло таких пределов, что и миллиарда на таблетки уже мало? Или главный вопрос не в том, сколько денег тратится на лекарства, а в том, как они расходуются? Как оценивать сложившуюся систему лекарственного обеспечения и какой она будет в будет в ближайшем будущем? На эти вопросы отвечает заместитель губернатора Челябинской области Роман Панов.

- Для того, чтобы объективно оценить, хороша или дурна нынешняя система лекарственного обеспечения, надо посмотреть общую картину, - считает Роман Юрьевич. - А она такова. В области 130 тысяч южноуральцев, имеющих право на бесплатные лекарства. Эти лекарства им выписывают 8 тысяч медработников в 300 лечебных учреждениях (ЛУ), отпуск осуществляют 200 аптек и аптечных пунктов, а самих лекарств, подлежащих бесплатной выписке, - свыше 400 в международных непатентованных наименованиях, а в торговых это получается несколько тысяч. То есть вырисовывается сложнейшая система с огромным количеством участников, у каждого из которых свой уровень подготовленности, организационная структура, стиль работы. Поэтому в качестве критерия оценки этой системы я предложил бы взять не степень удовлетворенности ее отдельных участников, а показатели здоровья граждан, для которых эта система и предназначена. Показатели эти существенно улучшаются. Продолжительность жизни в области подошла к 67 годам, перестали погибать больные гемофилией, болезнью Гоше, другими заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, на 6 лет возросла продолжительность жизни больных рассеянным склерозом. В целом за прошлый год продолжительность жизни южноуральцев, относящихся к льготным категориям населения, увеличилась на 27%, смертность снизилась на 24 %. У нас никогда не было таких показателей. И в этом - прямая заслуга созданной системы бесплатного лекарственного обеспечения.

- Что же, выходит, все идеально?

- Неправильный вопрос. Не может каждый из 130 тысяч льготников быть полностью удовлетворен работой сложной системы. И 8 тысяч медиков никогда не отработают на 100%, как того требует законодательство в области ДЛО и клятва Гиппократа. И 200 аптек все разные - с низким и высоким уровнем управления, с вежливыми сотрудниками и не очень. Невозможно в этой ситуации достичь идеала, но об определенных достижениях говорить уже можно. Причем этих достижений мы добились в непростых условиях и в кратчайшие сроки. В Великобритании программа льготного лекарственного обеспечения за счет государства выстраивалась 12 лет, сначала в качестве эксперимента. Мы подошли к реализацию программы ДЛО тяжело, с низкими показателями общественного здоровья, но всего за год система была создана и работала, и не в пилотном режиме, а на всю страну, с максимально возможным перечнем бесплатных медикаментов (в той же Великобритании он вчетверо меньше).

Тем, кто продолжает считать главным критерием оценки работы системы ДЛО мнение людей, причастных к работе этой системы, могу сказать, что это мнение может быть субъективным, а иногда - идущим вразрез с общими целями и ориентирами. Приведу несколько примеров.
Я разговаривал с женщиной, признавшейся, что по совету местного ветврача использовала льготные препараты для лечения скотины, которая болеет теми же болезнями, что и человек. Пока она этой возможностью пользовалась, система ДЛО ее устраивала, а когда обман раскрылся, система перестала ее устраивать.
Известен случай, когда через нескольких льготников, проживавших в небольшом населенном пункте, шло бесплатное снабжение лекарственными препаратами практически всего населения этой местности, и понятно, что всем было хорошо и удобно.

Еще пример, происшедший на заре ДЛО: врач выписал онкобольному 18 упаковок лекарства стоимостью свыше 100 тыс. руб. каждая. Больной успел использовать 3 упаковки и умер. Судьба остальных неизвестна, а это полтора миллиона бюджетных рублей. Скорее всего, причастные к этой махинации лица, тоже были довольны системой, позволившей им это осуществить. Поэтому повторю еще раз: нельзя да и не стоит в этой ситуации стремится к тому, чтобы всем участникам было комфортно. Наиболее объективным и беспристрастным критерием оценки работы системы ДЛО может быть только показатель общественного здоровья.

- Бытует мнение, что во время разного рода катаклизмов и испытаний люди меньше болеют и реже обращаются к врачам. Справедливо ли это наблюдение и какой должна быть лекарственная политика в период кризиса?

- Кризис привносит в картину заболеваемости свою специфику, связанную с психоэмоциональным состоянием человека, но у меня нет статистики, которая бы подтверждала, что в это время люди болеют меньше. В среднем болеют столько же и к врачам обращаются с той же периодичностью. Поэтому объем лекарственной помощи в 2009 году будет не ниже, чем в 2008, а по многим позициям выше, - так было все годы существования системы ДЛО, в рамках которой лекарственное обеспечение росло год от года. А в этом году, помимо первоначально выделенной суммы, Челябинская область трижды получала дополнительные финансовые средства, как и остальные субъекты РФ. Кроме того, в 2008 году мы уже получили лимиты на 250 миллионов руб, чтобы провести аукционы на поставку медикаментов до конца года и иметь задел на начало следующего.

- В период кризисов резко снижается качество продукции, что уже заметно на рынке продовольствия и алкоголя. Не коснется ли это лекарств и как отразится на их цене удорожание доллара?

- За качеством лекарственных средств (ЛС) и пресечением попадания на рынок фальсификатов следит териториальное управление Росздравнадзора, другие подразделения и ведомства и, я уверен, что в период кризиса они усилят контроль на этом сегменте рынка. Что же касается роста курса доллара, то думаю, не он является главной причиной удорожания льготных лекарств. Изначально по условиям поставок медикаментов для ДЛО предполагалось, что 70% должны были составлять отечественные препараты, и это уберегло нас от резкого повышения цен на ЛС. Более того, запуск системы ДЛО позволил поднять с колен российскую фарминдустрию. Открылись новые заводы, появились новые фармдистрибьюторы, в свою очередь организовавшие собственные производства.

- Многие льготники жалуются на то, что врач выписывает им не те препараты, которые они просят и которые, по их мнению, им помогают, а совсем другие. Как решать такие ситуации?

- Если врач, который ведет больного на протяжении определенного времени, видит, что тому нужен препарат одной торговой марки, а больной, будучи обработан представителем другой торговой марки, требует другого ЛС, то кто здесь, по-вашему, прав?

- Врач тоже может быть обработан медпредставителем определенной торговой марки…

- И тем не менее врачу как профессионалу виднее, в каких именно медикаментах нуждается больной. Врач - ключевая фигура в системе льготного лекарственного обеспечения. 8 тысяч медработников области по сути получили право распределять миллиард государственных средств. Сейчас задача - чтобы у них был соответствующие знания (в том числе и в части соответствующих информационных программ), умения, высокий уровень ответственности. Бесплатные лекарства не падают с неба. Люди работают на заводах, на шахтах, чтобы в казну поступили налоги, которые потом пойдут на приобретение лекарств, для кого-то бесплатных. Это все непросто дается.

- Некоторые аналитики считают ошибкой наделение льготников правом отказываться от медикаментов в пользу денег. Это некий базовый стандарт, такой же, как обязательное медицинское страхование, нельзя же его заменить денежной выплатой. К тому же возможность отказа от лекарств в пользу денег создает двойственную ситуацию: чем больший объем помощи выделяется льготникам, тем больше соблазн выбрать деньги.

- Замена натуральных льгот деньгами - магистральная тенденция: мы заменили на денежную компенсацию транспортные льготы, в скором времени это коснется льгот ЖКХ. Выбор всегда - благо, и люди хотят, чтобы он у них был. Из 300 тысяч проживающих в области льготников 170 выбрали деньги, потому что уверены: им не понадобятся дорогостоящие ЛС. Среди этой категории, например, инвалиды, получившие увечья на производстве и имеющие стабильное состояние здоровья, относительно молодые участники боевых действий в «горячих» точках. Но человек, страдающий хроническими заболеваниями, естественно, выберет льготу в натуральном виде. Это же сделают 900 южноуральцев, заболевания которых входят в семь дорогостоящих нозологий (в этом году на лекарства для них затрачено 600 миллионов руб.) Препараты по 100-200 тысяч получают и льготники, не принадлежащие к этой категории. Кроме того, право выбора дает людям возможность более здраво оценивать ссостояние своего здоровья, прогнозировать его, при изменении обстоятельств переходить в другую группу и в конечном итоге чувствовать себя в большей степени социально защищенным.

- Сегодня все чаще говорят о введении лекарственного страхования. Что это такое?

- Медицинское обеспечение в России будет строиться по страховому принципу. Резонно предположить, что в новых законах об обязательном медицинском страховании или о лекарственном обеспечении могут появиться страховые компании (СК)как операторы. Кстати, они уже сейчас работают в системе ДЛО в качестве экспертов, проверяют правильность выписки рецептов. Только в 2007 году ими было проверено 2,5 млн. рецептов. Что же касается самой модели лекарственного страхования, то здесь может быть несколько вариантов. Например, такой. Государство расширяет категорию людей, которым положено бесплатное медицинское обслуживание, условно говоря, за счет лиц старше 55 или 60 лет и на каждого перечисляет в ФОМС или в субъект федерации фиксированную сумму. Люди обращаются в ЛУ за услугой, а потом бюджет компенсирует больницам затраты. Думаю, в перспективе под лекарственное страхование будут подведены все категории граждан, а наибольшие суммы страховых выплат будут адресованы льготникам, детям до года и т.д.

- В 2007 году было принято решение передать часть полномочий по лекарственному обеспечению на уровень субъектов федерации. Что это дало области?

- Возможность самостоятельно выбирать поставщиков на конкурсной основе, определять порядок доставки медикаментов в аптеку или ЛУ. В итоге число отложенных к обслуживанию рецептов сократилась в 2-2,5 раза. Но предоставленной федеральными нормативными актами свободой не всегда просто воспользоваться. ФЗ № 94 запрещает нам приобретать ЛС где бы то ни было, кроме как на аукционах, причем, на каждое лекарственное наименование. В соответствии с этим законом мы ежеквартально проводим сотни таких аукционов. Представьте ситуацию: человек в середине года получил инвалидность, необходимое в таком случае лекарства на него никто не заказывал. «Благодаря» аукциону мы можем предоставить ему нужный препарат только через 40 дней. Спрашивается, будет этот человек доволен такой оперативностью?

Я думаю, по мере совершенствования системы ДЛО свободы будет все больше, и в конце концов субъекты получат право решать и эти, и другие проблемы самостоятельно. Один из путей мы озвучили во время визита в Челябинск министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой. Он заключается в том, чтобы предоставить каждой аптеке право самостоятельно «отоваривать» рецепты льготников, проживающим поблизости, а потом, после проверки правильности выписанных рецептов и цены, по которым были проданы лекарства, - возмещать аптеке их стоимость. Это значительно проще нынешней, громоздкой системе льготного отпуска.

- Как вы сами лечитесь: пьете таблетки, используете домашние средства, обращаетесь к врачу?

- С начала реализации нацпроекта «Здоровье» ежегодно прохожу диспансеризацию, а потом выполняю рекомендации специалистов. В основном эти рекомендации ограничиваются приемом витаминов, упорядоченным питанием, включением в режим физкультуры. Таблеток, слава Богу, не пью.

VK31226318