"Околоноля" из Кремля

"Околоноля" из Кремля

Заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков постепенно выходит из тени.

В середине июля в свет вышла книга "Околоноля" некоего Натана Дубовицкого. А на прошлой неделе газета "Ведомости" сообщила, что под этим псевдонимом скрывается замглавы администрации президента России Владислав Сурков.

"Братство чернокнижников"

Книга вышла как приложение к журналу "Русский пионер". Это молодое издание редактирует известный журналист, спецкор газеты "Коммерсантъ" в Кремле Андрей Колесников. Самым известным фактом о "Русском пионере" до сих пор была колонка "Почему трудно уволить человека", появившаяся здесь за подписью председателя правительства РФ Владимира Путина:

Поскольку в книжных магазинах "Околоноля" не продается (распространение происходит через подписку на сайте или по телефону редакции), очень немногие люди к настоящему моменту успели прочесть книгу. Отзывы разные, от восторженных до наоборот. Один из них мы нашли на сайте "Радио Свобода"

- По сюжету "Околоноля" - это рассказ о средних лет человеке по имени Егор, который начал свой путь в 90-е, - говорит Вера Холмогорова, соавтор Максима Гликина по публикации в "Ведомостях". - Егор занялся бизнесом, причем начал с убийства отца своего бывшего начальника по советскому государственному издательству - по просьбе этого начальника. Затем Егор входит в издательское "братство чернокнижников", которое, с одной стороны, издает легальные книги, классику и современную прозу, а с другой стороны - работает по всяческим левым заказам, в том числе издает книги без авторских прав. Кроме того, Егор подрабатывает черным пиаром: то заказывает либеральной журналистке тексты для депутатов, то организует сборник стихов для губернатора, который хочет не только народу нравиться, но и в литературе остаться.

В какой-то момент Егор встречает актрису, в которую влюбляется. Девушку то ли убивают, то ли похищают. Егор отправляется ее искать на Северный Кавказ (на земли некоего тайного Каганата. - Р. С.). И дальше, собственно, непонятно, то ли он сам погибает, то ли его там мучают и он сходит с ума, то ли он уходит в небытие и отправляется в путешествие по миру - некая фантасмагория. Там очень много аллюзий к Кафке, есть какие-то определенные отсылы и к Набокову, к "Лолите", он даже там открыто ее цитирует. Есть какие-то небольшие аллюзии даже с "Бесами" Достоев-ского: и убийство, с которого начинается карьера Егора, и все "революционные" персонажи, которые то ли люди, то ли какие-то демоны: Дубовицкий не скрывает черных красок, и эти герои довольно узнаваемы, можно сказать, даже лежат на поверхности. И это по-своему разочаровывает, потому что практически не оставляет загадок. Все отсылы очень узнаваемы, вплоть до школьной программы.

Творческий человек

У В.Ю. Суркова интересная биография. По одной из версий, его мать - русская, а отец - чеченец, причем фамилия его Дудаев (впрочем, весьма распространенная в тех местах). Сам В.Ю. Сурков якобы признал свои чеченские корни несколько лет назад в интервью немецкому журналу "Шпигель". Такая биографическая деталь в свете новейшей российской истории выглядит уже литературно.

Для знатоков кулуаров информация о возможном авторстве романа не стала сенсацией. Владислав Сурков - человек сначала творческий, а потом уже политик. Он учился в Московском институте культуры на режиссерском факультете (правда, не окончил его, как и МИСИС, институт стали и сплавов). В юности писал стихи, пробовал себя в прозе. Поговаривают, выпустил под псевдонимом несколько книг, не ставших, однако, литературными событиями. Известно, что В.Ю. Сурков в прошлом году напечатал искусствоведческий текст о художнике Николае Полисском в журнале "Арт-хроника". А в упомянутом выше журнале "Русский пионер" - о каталонском живописце Хоане Миро. Начинается материал так: "Как-то ранней весной засобирались в Барселону. Почему туда и в это время? Ну, есть пара свободных дней плюс воскресенье, ты был в Барселоне, нет, ну вот видишь, а что там делать, да ничего, долетим - разберемся: короче, собрались". Текст получился вполне себе ничего (автор рассмотрел Миро через оппозицию с другим художником - де Крико).

О своих литературных предпочтениях В.Ю. Сурков сам рассказал в начале сего года на публичных чтениях "Русского пионера" : это Кафка, Гоголь, Достоевский. (А вот Владимира Сорокина и Виктора Пелевина автор романа "Околоноля" не то чтобы не любит, но скрыто с ними полемизирует в своей книге. Кстати, вспоминается, как "Идущие вместе" публично третировали Сорокина за якобы мат и прочую бескультурщину:) Не лишена изящества мысль замглавы администрации президента о том, что ему нравятся незаконченные произведения. И вообще, по его наблюдениям, великие произведения не могут быть законченными. "Нам не нужен совершенный мир, потому что он завершенный", - заключает В.Ю. Сурков. Интересно, что видеоролик с этим выступлением, выложенный в Интернете, фиксирует заметное волнение могущественного "серого кардинала" :

"Серый кардинал"

Возможно, от сугубо творческих амбиций В.Ю. Суркова отвлекла работа. Как многие креативные личности в 90-е, нынешний замглавы президентской администрации проявил себя сначала на ниве пиара. В 1987 году В.Ю. Сурков возглавил рекламный отдел Центра межотраслевых научно-технических программ, где директором был Михаил Ходорковский, отбывающий ныне наказание в местах лишения свободы. С 1991 по 1996 год В. Ю. Сурков "занимал руководящие должности" в будущем банке "Менатеп" (тоже созданном Ходорковским). Затем была аналогичная работа в ЗАО "Роспром" и "Альфа-банке". В 1998 - 1999 годах был первым заместителем гендиректора, директором по связям с общественностью ОРТ (ныне - Первый канал).

В 1999 году В.Ю. Сурков перешел на работу в администрацию президента, вскоре став заместителем главы администрации. В его должностные обязанности по сей день входит "организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности президента РФ", взаимодействие с парламентом и органами федеральной власти, в широком смысле - внутренняя политика, включая назначения губернаторов и присмотр за ними.

Интересно, что к настоящему моменту он работает уже при четвертом руководителе администрации президента. Причем влияние В.Ю. Суркова на российскую политику эксперты оценивают весьма высоко: он стабильно оказывается на третьем месте после В.В. Путина и Д.А. Медведева.

Владислава Суркова многие считают "серым кардиналом" россий-ской власти. Его называют даже "современным Сусловым", намекая на то, что именно он - главный идеолог Кремля. В.Ю. Суркову приписывают идею и воплощение таких проектов, как молодежные движения "Идущие вместе" и "Наши". Наконец, именно он является автором термина и разработчиком концепции "суверенной демократии". В прессе появлялись сообщения, что этот чиновник курирует и направляет деятельность партии "Единая Россия", собирая в Кремле ее "говорящих" представителей и давая им "вводные".

Наш ответ Обаме?

Очевидно, что новые вызовы власти в лице кризиса заставляют власть искать интеллектуальные ответы на них, а не заговаривать публику словосочетаниями вроде "энергетической сверхдержавы". И вот тут потенциал В.Ю. Суркова может оказаться востребованным.

В частности, заслуживают внимания публичные заявления зам-главы администрации. Наблюдатели замечают, что в последнее время они происходят все чаще. Так, на форуме "Стратегия 2020" (апрель, 2009) В.Ю. Сурков много говорил о настоящем и будущем страны, причем его выступление не показывалось по телевидению. Возможно, потому, что там были и такие, например, цитаты:

"Мы действительно все эти годы накапливали ресурсы. Мы говорили: вот мы их накопили и уже готовы вкладывать в развитие страны. Но пока не будем вкладывать, потому что копим деньги на черный день. И не дадим пока денег на дороги, потому что копим на черный день. Вот черный день наступил. Оптимисты говорят, что накопленных денег нам хватит на год с небольшим. И это - итог восьми лет работы. Мне кажется, довольно жалкая цель для народа, который называет себя великим".

А вот что мы прочитали в Живом журнале блогера Kosmokoshka, давно следящей за деятельностью В.Ю. Суркова, еще 16 февраля 2009 года:

"Среди тех, кто систематически смотрит телевизор, думаю, меньше одного процента знают, кто такой Сурков. Но за последние четыре месяца Владислав Юрьевич регулярно появлялся на Первом канале - в эпизодах. Постепенно его стали показывать все крупнее и крупнее. Так что "светлый образ" уже успел запасть в сознание многим старушкам, и когда они услышат его пламенные обличительные речи, то лицо его покажется им смутно-знакомым.

Да, русским обязательно нужно во что-то (кому-то) верить. И если отнимут Путина, понадобится кто-то еще, и они примут того, кого предложат СМИ.

Теперь (после избрания Обамы), наверное, никто уже не будет спорить с тем, что звездный рейтинг может возникнуть всего лишь за несколько месяцев".

Вместо заключения - примечательная фраза из колонки В.Ю. Суркова "Война и мир Хоана Миро" :

"И как первый христианин, гений живет накануне чуда. Готовит к скорому празднику вверенное ему пространство, выбрасывая из него старые вещи, проветривая и просвечивая его" :

Натан Дубовицкий "Околоноля" (фрагмент из 15-й главы)

Через час Егор въехал в загородное имение крупнейшего и богатейшего своего клиента Стаса Стасова по кличке Ктитор. Столь благочестивое прозвище этот успешный шатурский уголовник получил за истовую приверженность как бы религии, но не то чтобы нашей вере, а скорее позолоченной и благоукрашенной стороне церковного дела. Будучи по работе обязанным душегубствовать, натуральный Ягода по призванию, которого не разжалобили бы слезы ребенка и мольбы беззащитной жертвы о пощаде, он сопливо рыдал при виде какого-нибудь паникадила или клобука. Всякую речь, а речи он вел преимущественно матерные и устрашающие, он начинал словами "я человек верующий". От его назойливого уважения и ко многому обязывающей, обременительной щедрости терпели великие муки все окрестные приходы, монастыри и несколько отдаленных епархий. Он шастал по св. местам до и после каждой разборки. Обыкновенно с неким Абакумом, туполиким застрельщиком по вызову, тоже любителем иной раз поверовать, а заодно и выносливым носильщиком денег. Купюры таскались по храмам пачками в поношенном и залихватски полурасстегнутом туристском рюкзаке, откуда Ктитор загребал сколько угодно было его алчущей спасения душе. Подкатив к культовому сооружению на четырех-пяти бронехаммерах либо боекайенах, смотря по настроению и погоде, Ктитор для затравки хватал зазевавшегося калеку или праздношатающуюся бабушку из любительниц поглядеть на отпетых дедушек и напихивал им в карманы, в подолы и за пазухи до отказа долларов, евров или рублей, датских крон, даже укр. гривен в зависимости от того, кто бывал ограблен накануне. Потом Ктитор с Абакумом обходили все богоугодные ларьки и лавки и скупали подчистую свечи и свечки всех калибров, пластиковые крестики, веревочки для их ношения, книжки и календари, иконы массового производства, уцененные лампадки и прочие душеспасительные приборы и приспособления.

Вся эта утварь тут же насильственно раздавалась всем встречным и поперечным, не успевшим разбежаться. Затем шли в церковь, набивали все емкости для милостыни милостынею и принимались терзать попа богословскими расспросами, как то: "Архангел Михаил отвечает у бога за армию, а архангел Гавриил за что? Правда ли, что св. Павел был еврей? И если это так, то как же быть? Когда мертвые воскреснут, как они будут выглядеть? Как в момент смерти? Или немного получше? Что такое камилавка?" Каждый ответ оплачивался отчаянно. Чем пространнее бывал ответ, тем он казался понятнее и оттого приносил батюшке доход особенно обильный. Потом звались певчие и за отдельную плату заказывались священные песни. Прослушав кое-что и по три раза кряду и умилившись, выходили к машинам, на капоте выпивали и закусывали привезенными с собой водкой, кагором и балыком:

(Взято с сайта журнала "Русский пионер" ruspioner.ru)

Leninsk-mebel.ru шкафы Видное

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318