EUR 75.58 USD 66.33

"Мисс Вселенная" вспоминает:

"Мисс Вселенная" вспоминает:

Алексей Слаповский занялся лирической археологией в романе "Победительница"

Героине нового романа писателя Алексея Слаповского "Победительница" - 124 года. Она живет в 2109-м и из такого далека пишет письма своему нерожденному ребенку, рассказывая о своей молодости, то есть о нашем с вами времени. История узнаваема. Девушка из обычной саратовской семьи (Саратов - город Слаповского) обладает одним богатством - красотой. Как многие ее сверстницы, мечтает о другой жизни, участвует в конкурсе красоты, попадает в Москву, вокруг нее появляются всякие герои и антигерои нашего времени. Триумф карьеры - это победа на конкурсе "Мисс Вселенная".

Лично я никогда бы не взял книгу с такой фабулой в руки, не будь ее автором хороший писатель Слаповский.

У него, как минимум, два очевидных таланта, которые он конвертирует в приемы. Первый - очень важное для писателя чувство языка. Слаповский точно улавливает тектонику русского языка. Если предположить, что люди и далее будут дрейфовать в сторону виртуальной жизни, а китайская экспансия - уже повседневность XXI века, то примерно понятно, что может случиться с русским языком лет через сто. И возможно, это самое важное изменение в нашей жизни, по сравнению с которым модные у фантастов прошлого технические новшества выглядят очень наивно. В романе Слаповского в русском языке не просто появляются английские, китайские или арабские слова. Он как бы получает чужую матрицу. Что придает письмам героини очаровательную старательность, какую мы слышим, когда иностранец пытается сказать что-то по-русски, не имея в этом большого опыта. "Инджойствовать" - вместо "быть довольным". "Покрыватели" вместо "покровители". "Королевствовал" вместо "царил". Или вот: "Буквить по бумаге рукой", "Они пахли растительно". Языковые шероховатости, однако, неожиданно начинают действовать примерно так, как словарь Солженицына, заставляя нас прочувствовать вещество языка. Очень интересное упражнение, которое должно понравиться, к примеру, лингвистам. Да и в вечной борьбе писателя со штампами тоже неплохое подспорье: читатель не фразу глотает, а вынужден вслушиваться в каждое слово:

Второе достоинство Слаповского - способность к тому, что Толстой называл "остранением" : взглянуть на текущую действительность глазом то ли инопланетянина, то ли младенца - другого, одним словом. Здесь это взгляд из будущего. Он лишает узнаваемую нами действительность конца ХХ - начала XXI века ощущения тривиальности, свойственной почти любому разговору о современности.

Плюс ко всему - Слаповский, конечно, блестящий рассказчик. Он сначала уводит нас на тропинку социальной фантастики. Утопия или антиутопия - это уж дело вкуса. Забавно, кстати, что Слаповский "прогнозирует" нам в 2012 году опять же президента Медведева. В более поздней перспективе - исчезновение натуральных продуктов или Интернета, сущностей одного порядка в будущем. Ироничный автор увидел, что люди к середине столетия перестали пользоваться туалетом, а справляют нужду "где придется". Здесь забавна оговорка: "Этому научились еще в конце прошлого века" :

Но все эти остроумные приметы будущего лишь подчеркивают одно - неизбывный лирический сюжет:

Алексей Слаповский. "Победительница", Москва, АСТ - "Астрель", 2009, 317 стр. Книга предоставлена магазином "Книжный город" (ул. Цвиллинга, 34).

VK31226318