EUR 75.58 USD 66.33

«Мультики» Разума

«Мультики» Разума

Новый роман лауреата «Русского Букера» Михаила Елизарова оказался интереснее и глубже предыдущего.

Михаил Елизаров в 2008-м стал сенсационным лауреатом премии «Русский Букер» за роман «Библиотекарь». В нем молодой писатель сделал забавное допущение: литературный хлам, кондовый соцреализм на самом деле имеет мистический смысл, даря своим читателям феноменальные способности. Новая вещь «Мультики» в какой-то степени продолжает тему поиска смыслов в советском наследии. Но куда важнее - следующий роман оказался интереснее и глубже предыдущего, а это случается нечасто даже с хорошими писателями.

Главный герой «Мультиков» подросток Герман Рымбаев в конце 80-х переезжает вместе с родителями в большой город. В молодежной среде задает тон дворовое хулиганье (спортивные костюмы, портвейн за гаражами, видеосалоны, мелкий гоп-стоп и т.п.). Изначально не склонный к асоциальному поведению, Герман, прозванный за крепкие мышцы Рэмбо, вливается в компанию хулиганов. Один из промыслов компании - «мультики»: мужикам на улице показывают раздетую девку, а потом требуют «за просмотр» деньги. Понятно, что долго так продолжаться не может, и вскоре Рэмбо попадает в детскую комнату милиции…

До этой поры повествование бежало как весенний ручеек, узнаваемые выпуклости позднесоветского быта не столько пугали, сколько, напротив, успокаивали читателя. А дальше начинается нечто медленно «взрывающее мозг». Стареющий педагог, неказистый Разум Аркадьевич демонстрирует Герману свои «мультики» при помощи видавшего виды диапроектора.

Картинки в стиле советских комиксов рассказывают истории перевоспитания трудных подростков в разные годы Советского Союза, причем все герои исторически связаны меж собой. Герман узнает в них и самого Разума, в детстве творившего такое, что и читать без содрогания сложно. Но главное - там уже «забита» история «перековки» самого Германа…

У Михаила Елизарова очень сложные, запутанные отношения с советскими смыслами. Сам он - уроженец Харькова, что интересно - младше своего героя, совершеннолетие которого, кажется, совпадает с развалом коммунистической империи. Елизаров без нажима констатирует одну очень важную вещь. Советские «мультики», наивные, технически примитивные и, пожалуй, жестокие, оказываются на несколько порядков мощнее тех, что возникли позднее - сначала «гопнических», а потом, как мы можем домыслить, «бандитских» и современных нам «государственно-олигархических». Впрочем, это лишь самый верхний слой. Можно ведь еще вспомнить обширную литературную традицию от «романа воспитания» через опять-таки соцреализм до Сорокина и Пелевина - тут уж куст смыслов расцветает необычайно, даря читателю массу эмоций и поводов задуматься. В том числе о феномене личности и биографии, взаимоотношениях человека и людей, роли, пардон, государства в личности своего гражданина. А это уже выводит Михаила Елизарова из-под стрел, привычно (и часто за дело) бьющих отечественный постмодернизм.

Михаил Елизаров. «Мультики», Москва, АСТ, 2010.

Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).

VK31226318