Солженицын, Бродский и Барбаросса

Солженицын, Бродский и Барбаросса

Лев Лосев написал свою версию биографии и географии русской литературы XX века.

Большой русский поэт Лев Лосев умер в прошлом году в США, где жил в эмиграции с середины 70-х годов прошлого века, зарабатывая на жизнь преподаванием литературы (разумеется, русской) сначала в Мичиганском университете, затем - в Дартмутском колледже. Лосев был другом, земляком-ленинградцем и биографом великого Иосифа Бродского (написал его биографию, которая вышла в серии «ЖЗЛ» и считается самым полным и компетентным рассказом о жизни и творчестве Нобелевского лауреата). На мой взгляд, как поэт Лосев был конгениален Бродскому, но, как и все поэты его (и не только его) поколения, в истории новейшей литературы остался в тени гения, по поводу чего, кажется, совершенно не комплексовал.

Незадолго до смерти Лосев подготовил к печати сборник своих избранных статей о русской литературе и литераторах, который назвал «Солженицын и Бродский как соседи». «Всем нам хочется, чтобы Пушкин с Лермонтовым гулял, чтобы Толстой с Достоевским подружились. Но «в природе-то понежнее». Прожив полтора десятилетия в соседстве, как Толстой и Фет, Бродский и Солженицын ни разу не встретились. А потом два литературных дома опустели. Солженицын, дописав «Февраль», «Март» и «Апрель Семнадцатого», уехал в Россию, а Бродский, говоря словами его старого стихотворения, - «в ту далекую страну, где больше нет ни января, ни февраля, ни марта», - пишет Лосев.

Как уже понятно из названия, Солженицын и Бродский - главные персонажи сборника. Но не единственные и опять же, на мой субъективный взгляд, не самые дорогие для автора. Просто самые крупные фигуры, без разговора о которых не обойдешься в рассказе о причудливой биографии и географии русской литературы XX столетия, чему и посвящена большая часть лосевской книги (в меньшей части - о Пушкине, Достоевском, Чехове и даже «Слове о полку Игореве»). Но самые сердечные страницы отданы тем поэтам и писателям (историки ленинградской литературы называют их «филологической школой»), чьи имена - достояние довольно узкого круга знающих и помнящих: Красильников, Михайлов, Уфлянд, Еремин, Виноградов, Кулле, Кондратов… Лосев знает и помнит не только тексты своих друзей, но и все повороты их затейливых, драматических и даже трагических судеб. И пишет о них с той мерой нежности, иронии и всепрощающего знания, которую нельзя требовать от историка литературы, но от поэта - обязательно. Плюс масса деталей, важных и совершенно неважных, но колоритных необыкновенно. К примеру, такая: фамилия художника-мужа, которого ради поэта Михаила Красильникова оставила милая женщина Эрна, была ни более ни менее как Барбаросса.

Среди других героев книги - Ахматова, Цветаева, Пастернак, Булгаков, Евгений Шварц, Бахтин, Владимир Лифшиц, Юз Алешковский, Сергей Довлатов… Некоторые из глав предваряют стихи Льва Лосева классического качества.

Лосев Л.В. «Солженицын и Бродский как соседи». Санкт-Петербург. Издательство Ивана Лимбаха, 2010.

Книги с Владимиром СПЕШКОВЫМ

кухни на заказ в Красноармейске

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

digital дизайнер в Санкт-Петербурге
VK31226318