EUR 86.86 USD 76.04

Скажем слово в защиту детектива

Скажем слово в защиту детектива
Хотя Федор Михайлович Достоевский свой хрестоматийный роман «Преступление и наказание» написал как раз в жанре детектива, да и многие авторы не брезговали этой формой, смешивая её с мистикой, приключениями, историческим и социально-политическим романом.
Читатель, выбирая детектив, предвкушает удовольствие интеллектуальной игры с автором. Кто кого? Ты сам разгадаешь головоломное преступление, или будешь с замиранием сердца ждать, когда автор раскроет все карты? Мне больше всего интеллектуальные детективы, где главное – бешеная работа мозга и эрудиция сыщика. А вам?
.

Артуро Перес-Реверте. Осада, или шахматы со смертью.

Этот роман точно не подходит любителям фастфуда, ибо шахматная партия нетороплива, а умение видеть все фигуры на доске дано не каждому. Сюжетные линии складываются в причудливый узор, переплетаются: тут вам и детективная, и военно-приключенческая, и авантюрная и любовная с привкусом мезальянса.
Вы будете, затаив дыхание, вместе с полицейским комиссаром Рохелио Тисоном выслеживать маньяка, с изощренной жестокостью убивающего совсем юных девушек, вместе с морским волком Пепе Лобо отправитесь на корсарский промысел и переживете страстную любовь к Лолите Пальма. Ещё отправитесь на контрабандистские вылазки с Фелипе Мохарра, поучаствуете в портовых дуэлях, познакомитесь с математическим гением Симона Дефоссё!
А как ярко выписаны герои, они даже улыбаются по-разному: волчий оскал со сверкающим клыком Рохелио Тисона, рассекающая смуглое лицо надвое белоснежная улыбка Пепе Лобо, внутренняя улыбка Лолиты Пальма.

Но главный герой здесь сам город – Кадис, с его улочками, набережными, кофейнями и пренебрежением к осаде. Здесь женщины обольстительны, умны, независимы и красивы странной, отнюдь не ангельской красотой, мужчины молчаливы и некрасивы, но крепки и надежны.

Борис Акунин. Азазель.

Мне очень нравятся исторические стилизации, а одной из самых удачных на русском языке является «Азазель» - первый роман из «фандоринского» цикла. В романе есть некоторые ляпы, но в целом он оставляет удивительно точное ощущение той эпохи.
Эраст Фандорин здесь далеко не супермен, а наивный юноша, который служит в полицейском управлении письмоводителем, но мечтает стяжать лавры великого сыщика. Ради этого он принимается за расследование странных самоубийств и выходит на раскрытие всемирного заговора. Сюжет обрушивается на читателя подобно снежной лавине.
И прекрасная в своей неоднозначности концовка: вроде все злодеи раскрыты и наказаны, а в день свадьбы Фандорин получает странную бандероль, превращающую точку в запятую. Да и ужасная смерть Лизаньки, невесты Фандорина, так и не ставшей его женой, добавляет пронзительную ноту.

Не могу не отметить слог автора и его описания Москвы и московских обычаев, они просто прекрасны: Спросите любого жителя первопрестольной, когда лучше всего вступать в законный брак, и вы, конечно же, услышите в ответ, что человек основательный и серьезный, желающий с самого начала поставить свою семейную жизнь на прочный фундамент, непременно венчается только в конце сентября, потому что эта пора самым идеальным образом подходит для отплытия в мирное и долгое путешествие по волнам житейского моря-океана. Московский сентябрь сыт и ленив, разукрашен золотой парчой и румян кленовым багрянцем, как нарядная замоскворецкая купчиха. Если жениться в последнее воскресенье, то небо обязательно будет чистое, лазоревое, а солнце будет светить степенно и деликатно — жених не вспотеет в тугом крахмальном воротнике и тесном черном фраке, а невеста не замерзнет в своем газовом, волшебном, воздушном, чему и названия-то подходящего нет.

Осторожно, вызывает привыкание, можете подсесть на весь цикл.

Роберт Гэлбрейт. Зов кукушки.

Роман привлек личностью автора: стало интересно, что получилось у Джоан Роулинг помимо «Гарри Поттера». «Случайная вакансия» показалась удушающе занудной.
Этот роман читается легче, и автор пытается говорить с читателями о равнодушии и ханжестве, о том, что любовь и сочувствие могут изменить жизнь и предотвратить катастрофу, но роману не хватает жизни, юмора и обаяния. Больше напоминает симбиоз вечерних новостей и популярных английских детективов.
Шаблон № 1, главный герой. Частный сыщик Корморан Страйк, потертый жизнью брюзга, ветеран войны, о его протезе мы узнаем больше, чем об анализе улик. Шаблон № 2, секретарша. Мечтает стать частным сыщиком, поэтому готова работать почти бесплатно, при этом умна и хороша собой, в конце книги влюбляется в Гг. Они расследуют самоубийство Лулы Лэндри, известной модели.

Предельно серьёзно и реалистично изображен богемный мир Лондона, в котором жила Лула. Здесь нет ни одного положительного героя, или хотя бы обаятельного злодея – всё серо, тускло, уныло. В общем, не ходите девки замуж, тьфу, в модели, ничего хорошего.

Джон Харвуд. Тень автора.

Как я люблю такие истории: семейные тайны, особняки с привидениями, скрипучие лестницы, загадочные письма и рукописи! Джерард Фриман вырос в небольшом провинциальном городке в Австралии. В детстве мечтал об Англии, о которой рассказывала мама. В её комнате он обнаруживает портрет неизвестной женщины и мистический рассказ о привидениях, написанный его бабкой. Реакция матери более чем странная: обычно апатичная женщина в ярости.
Своими догадками и предположениями Джерард делится с англичанкой Алисой Джессел, подругой по переписке, которую он никогда не видел. После смерти матери Джерард едет в Англию, хочет встретиться с Алисой и раскрыть семейные тайны. Он даже не подозревает, к чему это приведет. История балансирует на грани мистики и реальности.
Cюжет движется как в игре «верю-не верю»: когда кто-то готов рассказать свою версию произошедшего, нужно не принимать все безоговорочно, нужно анализировать и искать расставленные ловушки, искать мотивы и скелеты в шкафах, а уж их в романе предостаточно.

Несбё. Призрак

Сразу скажу, что больше всего мне не понравилось в «Призраке» - негативное отношение к русским.
И наркобарон у него русский, и самые неприятные персонажи, и Олег, ставший Харри родным. Ради этого мальчика бывший полицейский и возвращается в Осло после трехлетнего отсутствии и ввязывается в очередное расследование. Харри Холе пытается доказать невиновность Олега, ради этого он готов поймать таинственного Призрака, заправляющего местной наркосетью.
Очень тяжелая и мрачная атмосфера в книге – создается впечатление, что Осло это город наркоманов и убийц, город, где совершаются предательства.
VK31226318