Первая солистка балета Большого театра станцевала на сцене Челябинской оперы
Анна Никулина, первая солистка балета Большого театра, станцевала на сцене Челябинской оперы Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» Чайковского. Одну из последних учениц Екатерины Максимовой, в оперном театре ждали давно. Приглашали на максимовский фестиваль, но балерина не смогла приехать из-за плотного графика работы в Большом.
Никулина - случай в истории балета неординарный. Впервые станцевала партию Одетты-Одиллии в 19 (!) лет, в свой первый же сезон работы в Большом театре. Примечательно, что в это время Анна была танцовщицей второго кордебалета, то есть находилась на нижней ступени сложной балетной иерархии.
- Первые годы работы были самыми трудными, - вспоминает Никулина. - Танцевала главную партию в «Лебедином», а на следующий день выходила в вальсе из «Спящей красавицы», где 25 балерин. Приходила утром на кордебалетную репетицию, днем на сольную. А вечером снова три часа кордебалета.
Большой удачей для молодой балерины стала партия Джульетты в недавней постановке Юрия Григоровича. Джульетту Анна станцевала в первом составе, под прицелом фотовспышек и телекамер. Эту работу высоко оценили критики: Анна получила престижную премию «Золотая лира», которую дают в основном драматическим артистам.
В Челябинск Анна приехала за три дня до спектакля: хотелось чувствовать себя так же комфортно, как и на родной сцене.
- От «Лебединого» никогда не знаешь, чего ждать, - призналась балерина. - В Москве меня убивают, в Казани я счастлива с принцем, а здесь, в Челябинске, остаюсь на озере одна.
Мягкая и лиричная Никулина пришлась зрителям по душе. Балерина впечатляет негромкой красотой продуманного танца. Каждое движение, поза, каждая пауза наполнены смыслом. Мне было интересно слушать, как Анна говорит о партии Одетты-Одиллии: «пропеть, спеть, рассказать о себе». Ни разу не сказала «станцевать». Достигнув высокой степени виртуозности, она почти не думает о технике, все происходит как бы само собой.
Анна по своей натуре белый лебедь, положительная героиня. Поэтому в партии Одетты она пока более убедительна, чем в партии Одиллии.
- Очень виртуозная, легкая и техничная, - сказала об Анне наш ведущий педагог-репетитор Ирина Сараметова. - Ее тело как будто создано для лебедя. Но ей есть куда развиваться: в балете предела совершенству нет.
Перед спектаклем Анна успела ответить на несколько вопросов нашего корреспондента.
- Как вы попали в балет?
- За компанию с подружкой пошла в балетный кружок, и там сказали, что у меня есть данные. Решила попробовать поступить в Московскую академию хореографии, а родители отговаривали: «Профессия тяжелая, подумай».
В процессе учебы появилось ощущение, что это мое дело. Екатерина Максимова взяла меня, когда я уже пришла в театр, 6 лет мы проработали вместе. Екатерину Сергеевну я очень любила и стараюсь все, что она передавала, сохранить.
- Сейчас вы имеете статус первой солистки. А что впереди?
- Ведущая солистка и прима-балерина. Это хорошо, если есть цель впереди. Когда достигаешь высшей ступени, быстро начинается спад, это я могу наблюдать по некоторым артистам.
- Над чем вы сейчас работаете?
- В ноябре планирую станцевать Аврору. В «Спящей красавице» у меня еще есть Фея Сирени и Голубая птица, так что на открытии исторической сцены я в любом случае буду танцевать.
- Одно из последних веяний Большого театра - снимать спектакли. Где их можно посмотреть?
- Спектакли действительно снимают, причем по два раза. Танцевать сложно: камеры и за кулисами, и в зале. Знаю, что спектакли транслируются в Европе не только по телевидению, но и на площадях, в кинотеатрах. А в России их не показывают.