В Челябинском молодежном театре состоялась третья премьера сезона

В Челябинском молодежном театре состоялась третья премьера сезона

Пьесу Григория Горина «Забыть Герострата!» поставил Вячеслав Харюшин.

В июльскую ночь 356 года до нашей эры базарный торговец Герострат, желая увековечить свое имя, сжег одно из семи чудес древнего мира - храм Артемиды в городе Эфесе. С этой истории начинается пьеса российского драматурга Григория Горина. Герострата презирает весь эфесский народ за невиданное кощунство. Его бросают в тюрьму и должны казнить на следующий день. Но тут торговец (у этой роли два состава - игравший премьеру Константин Цачурин и Никита Франц) начинает действовать прямо по Дейлу Карнеги: «если у тебя лимон, сделай из него лимонад».

Он проявляет чудеса изворотливости и изобретательности, извлекая выгоду из своего, казалось бы, совершенно безнадежного положения. Сначала подкупает тюремщика (Вячеслав Косарев), заключает сделку с тестем (Ринат Загидуллин), пишет мемуары, пользующиеся огромным спросом, соблазняет жену правителя Эфеса Клементину (Юлия Миневцева). Народные чувства к Герострату меняются от ненависти до благоговения. Его считают сыном богов, появляются последователи-поджигатели.

За советом к Герострату приходит беспомощный правитель-наймит Тиссаферн (Андрей Гаврилюк) и обещает выпустить из тюрьмы. Все складывается как нельзя лучше, но в финале возмездие все же настигает преступника в лице самоотверженного судьи Клеона (Денис Филоненко). В спектакле Вячеслава Харюшина патриотичный Клеон сам заносит нож над поджигателем, впервые в жизни поставив справедливость выше закона. А в пьесе Григория Горина судью вынуждает это сделать абстрактный «человек театра» - персонаж из наших дней, наблюдающий за событиями двухтысячелетней давности.

Любопытна история пьесы Григория Горина на челябинской сцене. «Забыть Герострата» начал репетировать Наум Орлов, имя которого носит Челябинский театр драмы. Смерть помешала Мастеру довести свой замысел до премьеры. И вот теперь, спустя десять лет, появился спектакль Вячеслава Харюшина, совмещающего должность заместителя министра культуры с профессией режиссера-постановщика. Музыкальное оформление осуществила Анна Розенберг, начинавшая работать над спектаклем еще в то время, когда его ставил Наум Орлов.

То есть «Герострата», как видим, не забыли. Более того, с бурным развитием пиара и особенно самопиара (селф-брендинга) проблемы, затрагиваемые в пьесе, стали еще актуальнее. «Не закон командует мной, а я законом», «Введу налог на всех жителей Эфеса для жрецов», «Ты мерзавец, но в тебе есть что-то демократическое». Можно бесконечно цитировать и удивляться тому, что пьеса была написана в 1972 году.

Афиша гласит: «Театр говорит о дне сегодняшнем, о нас, о том, что мы можем противопоставить современным «геростратам»». При упоминании о «современных геростратах» на ум приходят прежде всего «геростратши» из объединений Femen и Pussy Riot. В том же ряду люди, плеснувшие кислотой в Сергея Филина и Мону Лизу, организаторы терактов и убийцы. Почти каждый день в новостной ленте можно обнаружить персонаж, который постигла «геростратова слава» (есть такое крылатое выражение). В чем заключается эта самая слава, Вячеслав Харюшин поясняет эпиграфом, взятым из послания апостола Павла филиппянам: «… И слава их - в сраме».

К сожалению, замечательная идея провести параллель с нашим временем так и остается умозрительной. Указаний на «сегодняшний день» не найти нигде, кроме афиши: ни в интонациях, ни в декорациях (их придумал Антон Сластников), ни в костюмах (Елена Сластникова).

Корреспондент «Челябинского рабочего» смотрел генеральную репетицию в среду. Поначалу было дискомфортно оттого, что каждая фраза произносилась на повышенных тонах, и актеры словно хотели перекричать друг друга. Но постепенно слово драматурга стало проступать сквозь этот крик и громыхающую музыку все более отчетливо. Слава горинского Герострата, разумеется, не только в сраме. Это блистательный интеллектуал, моментально вычисляющий слабые стороны своего оппонента, да еще и умудряющийся всегда говорить правду. Философ и в глубине души мечтатель. В финале раскрывается причина его безверия. Чем большее внимание актеры Константин Цачурин и Никита Франц уделят этим сторонам своего героя, тем интереснее и поучительнее для зрителя станет рассказанная театром история.

VK31226318